Огонь! Гигантская техника Второй мировой

В годы Третьего рейха сумрачный тевтонский гений выдавал одно вундерваффе за другим. Примером своих союзников заразились мастера из Японии. Тогда казалось: чем пушка, танк или корабль больше, тем непобедимее. В гонке за размерами появлялись все новые и новые рекорды, многие из них не побиты по сей день.

Дора

Уже в Первую мировую появилась мода на огромные артиллерийские орудия, тяжесть которых могли выдержать лишь железнодорожные пути. После Версальского договора Германия была ограничена в калибре производимых орудий 150 миллиметрами. Когда к власти пришел Гитлер, он снова возродил программу мощных пушек. Все страны готовились ко второму раунду и строили прочные бетонные укрепления (например, линия Мажино), поэтому оружие, способное их уничтожить, было актуально.

В 1936 году глава Германии посетил завод Круппа и потребовал создать особо мощное орудие.

Так началась работа над «Дорой» (по имени жены владельца предприятия), самой огромной пушкой Второй мировой. В 1942 году монстр был готов. Он не помещался на одном железнодорожном пути, для передвижения требовалось два. Его масса 1350 тонн, высота 11,6 метра, длина ствола 32 метра. Орудийный расчет — 250 человек, кроме того, 2500 дополнительного персонала и два отряда ПВО для прикрытия. Калибр — 807 мм, вес снаряда — 4,8 тонны фугасный и 7,1 — бетонобойный. Скорострельность — раз в полчаса.

Когда «Дору» привезли под Севастополь и собрали, пришлось прокладывать рельсы, чтобы ее развернуть. Пушку обслуживали 4 тысячи человек. Однако боевая эффективность орудия оказалась минимальной. За всю осаду из него произвели около сорока выстрелов и разрушили только один склад на глубине тридцати метров. Зато при первом же залпе во всех окрестных поселениях выбило стекла. «Дору» увезли на ремонт, когда выработался ресурс ствола, затем пригнали под Ленинград, но так и не применили. На этом — все. В конце войны союзники обнаружили в Баварии остатки взорванной немцами «Доры» и ее брата «Толстого Густава», которого так нигде и не применили.

Messerschmitt Me.323 Gigant

Когда потребовалась перебрасывать огромное количество боеприпасов и техники по воздуху, немцы усовершенствовали тяжелые военные планеры Me.321 Gigant, приделав к ним сначала четыре, а затем шесть трофейных французских двигателей. Получившуюся машину назвали Messerschmitt Me.323 Gigant, она стала самым большим военно-транспортным самолетом тех времен.

Длина 28,5 метра, размах крыльев — 55,24 м, грузоподъемность до 11 тонн.

Вооружен 18 пулеметами MG 15. Так как самолеты часто гибли от истребителей противника, немцы сделали на его основе летающую крепость «Носитель оружия» Me 323E-2/WT, заварив транспортную дверь и установив несколько пушек. Но при эксплуатации быстро стала понятна бесполезность такой конструкции, и в серию она не пошла. «Гигант» хотели использовать и как бомбардировщик для супербомбы весом 17 700 кг. Однако на испытаниях у самолета отвалился хвост, и все находившиеся на борту погибли. Так что доживали гиганты как войсковые сверхтяжелые транспортники, от применения их в бою отказались. Всего за годы войны выпустили 198 единиц.

Ямато

Японский линкор «Ямато» был спущен на воду 8 августа 1939 года, хотя боеготовым его объявили лишь в 1942-м. Размеры корабля поражают: длина 263 метра, полное водоизмещение 72 808 тонн, максимальное бронирование — 410 мм. Главный калибр — три башни по три орудия 460-мм. Экипаж — 2500 человек.

Несмотря на поражающую воображение мощь, боевой путь «Ямато» был короток, а польза почти нулевой. 19 июня 1944 года он впервые открыл огонь по врагу… и тут же выяснилось, что атаковал он свою же авиацию. Во время сражения в заливе Лейте 23–26 октября 1944 года он наконец впервые выстрелил по надводному противнику. При этом поздние исследования показали, что он ни разу не попал главным калибром. В итоге японцы разменяли три тяжелых крейсера на один авианосец и вышли из боя.

Погиб «Ямато» 7 апреля 1945 года в самоубийственной миссии по отражению американского десанта на Окинаву — его закидали авиационными торпедами и бомбами, в результате взорвался боезапас, линкор затонул, а с ним и 3063 члена экипажа. Спаслись лишь 269.

Panzerkampfwagen VIII Maus

Это пример настоящего вундерваффе — чудо-оружия, огромного, дорогого, но совершенно бесполезного. С 1942 по 1945 год Фердинанд Порше разрабатывал по заказу правительства Panzerkampfwagen VIII. В итоге создал две рабочие модели 189-тонной машины. Их назвали просто Maus («Мышь»).

Девятиметровая махина высотой три с половиной метра и с лобовой броней 200 мм стала самым тяжелым и огромным танком Второй мировой.

Он имел две пушки — 128 мм и 75 мм, а также один пулемет.

Несмотря на габариты, во время испытаний он выдавал скорость до 20 км в час по шоссе и неплохую проходимость. Но толку от него все равно не было, поэтому при отступлении немцы взорвали обе построенные машины, а советские инженеры собрали из них модель, которую можно найти все в том же музее.

Правда, ходили легенды, что были выпущены еще два танка «Маус», и они даже участвовали в обороне Берлина в качестве долговременных огневых точек. Но, судя по отсутствию свидетельств и сведений о подобном в журналах боевых действий, это просто байка.

Gerät 040

Эта самоходная мортира стала вершиной в своем классе оружия — ничего подобного во время войны нигде не производили. Сделали всего 7 экземпляров, и всем им дали личные имена: Адам, Ева, Один, Тор, Локи, Циу, Фенрир. Само же орудие получило обобщающее прозвище «Карл» по имени генерала Карла Беккера, курировавшего его создание.

Параметры впечатляли.

Вес — 126 тонн, калибр — 600 мм (у второй модификации 540 мм), длина 11 метров, экипаж — 16 человек.

Скорость передвижения — 10 км в час. Этот монстр успел поучаствовать в захвате Брестской крепости в самом начале войны, в штурме Севастополя и даже в подавлении Варшавского восстания, разрушая одним выстрелом целые дома. Тем не менее особого влияния на ход войны эти установки не оказали. Хотя советские инженеры, изучив трофеи, дали положительную оценку их качествам. Единственную мортиру из сохранившихся до сих пор можно увидеть в музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

Все фото:
Public Domain