Кутежи с танцами и музыкой существуют столько же, сколько человек, но ни в помпезном Риме, ни в славном пирами Средневековье не придумали такого места, как ночной клуб. Даже его прообразы появились сравнительно недавно. Пионерами здесь стали 4 заведения: McGlory’s Armory Hall, Reisenweber’s, Webster Hall и Le Chat Noir.
В конце 1870-х в Нью-Йорке открылся McGlory’s Armory Hall — бар с живой музыкой, водевилями, танцевальным залом и тематическими вечеринками. Звучит безобидно, если бы не одно но — его владелец. Воротила преступного мира Билли Макглори не заботился о безопасности и пристойности происходящего в Armory Hall. Скорее, поощрял обратное. Потому это место быстро прославилось как обитель «зверства и разврата» с фривольно разодетыми официантами, боксерскими поединками и криминальными разборками.


Хестер стрит
Билли Макглори
Public Domain (2)
Завсегдатаями заведения стали карманники, шулеры, наемные головорезы, продажные женщины и бесстрашные любители выпивки. Охрана Armory Hall также состояла из опасных преступников, которым разрешалось открыто ходить по клубу с пистолетами, ножами и дубинками — для психологического воздействия на посетителей.
Пьяных клиентов часто грабили, но вышибалы не вставали на их защиту.
Они вытаскивали бедолаг из-за столов и выбрасывали на улицу. Там несчастных обыскивали в поисках чего-нибудь ценного и нередко раздевали догола.
Естественно, власти были не в восторге от такого заведения на Манхэттене и всячески старались закрыть Armory Hall. В итоге в 1889 году Макглори был вынужден продать здание производителю мебели.

Library of Congress
Для тех же, кто хотел повеселиться без риска получить нож под ребро, с 1856 года существовал ресторан Reisenweber’s. Его владельцем был не гангстер, как это чаще всего случалось, а предприниматель из Бруклина Джон Рейзенвебер. Начиная с 1910 года заведение расширялось и со временем превратилось в семиэтажный комплекс из двух зданий, в которых располагались ресторан, кабаре, танцплощадка, отель и даже сад на крыше.
В 1913-м в Reisenweber’s ввели плату за вход, позднее это стало нормой для ночных клубов.
Расположенный в районе Колумбус-Серкл на углу Центрального парка в Нью-Йорке, клуб прославился как популяризатор тогда еще неизвестного широкой публике джаза, развлечений в духе кабаре и гавайских танцев. В этом месте собирались представители политической элиты и богема.
В свои лучшие годы Reisenweber’s был одним из крупнейших ресторанов города. Однако он, как и многие другие торгующие алкоголем заведения, не пережил сухого закона. В 1922 году здесь нелегально продавали спиртное на закрытых мероприятиях. На одну из таких вечеринок заявились представители Бюро по борьбе с незаконным оборотом алкоголя. Суд постановил приостановить работу Reisenweber’s, но это оказалось навсегда.


Public Domain (2)
Редкое исключение, успешно пережившее сухой закон, — Webster Hall. Это заведение часто считают первым ночным клубом в современном понимании. Сначала оно функционировало как площадка для мероприятий всех мастей — от профсоюзных митингов до свадеб, но с начала XX века здесь стало больше танцев, музыки и концертов.
В 1920-е там проходили довольно раскованные балы-маскарады.
Полицейские врывались на подобные вечеринки, но присутствующих это не смущало. Люди продолжали веселиться и возвращались сюда вновь, даже если накануне их хорошенько помяли в драке или арестовали.
Среди известных посетителей клуба отметились писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд, эпатажный художник Марсель Дюшан, первооткрыватель «джазовой поэзии» Лэнгстон Хьюз и многие другие представители богемы того времени.
В Европе же одним из первых ночных клубов считается парижское кабаре «Черный кот», Le Chat Noir, открывшееся в 1881 году на Монмартре. Это заведение стало центром притяжения для художников, писателей и музыкантов.

Keystone-France / Getty Images

The Albertina Museum
Живой звук, развлекательные программы и танцы роднят Le Chat Noir с современными ночными клубами. При этом кабаре все же было местом более изысканным, поскольку в нем приземленные развлечения разбавляли искусными танцевальными номерами и смелыми интеллектуальными разговорами. Попасть туда стремились не только самые известные люди Парижа, но и иностранцы. Постоянными посетителями «Черного кота» были новеллист Ги де Мопассан, поэт Поль Верлен, композитор Клод Дебюсси и многие другие.

Проекция пантомимы «l'Epopée» Каран д'Аша в кабаре Le Chat Noir
Public Domain
Кабаре просуществовало совсем недолго: его владелец, художник Родольф Салис, умер в 1897 году, после чего заведение купил певец Анри Фурси и переименовал в La Boîte à Fursy.
За свою историю ночные клубы пережили немало метаморфоз, включая появление диджеев, танцполов, мощных звуковых систем и мигающих огней. Но осталось и кое-что неизменное — их востребованность. Ведь с заходом солнца люди, как и сотню лет назад, по-прежнему ищут развлечений, отдыха и приключений.