Румынские мифы: экзотика, безумие и не только Дракула

Нечисть, охочая до людской крови. Школа, где обучают темной магии. Мир, который создали сообща Бог и дьявол. Густой коктейль из языческих и христианских культур, украшенный зонтиком в виде кровожадного графа. Этот сверхъестественный мир экзотичен и увлекателен.

Чтобы понять специфику румынского фольклора, достаточно ознакомиться с местной версией сказки о Красной Шапочке. Никаких пирожков для бабушки. Ревущая от страха маленькая девочка в доме посреди лесной чащи — и кровожадная старуха Мума Пэдурий за окном, которая просит впустить ее. Не послушалась дочка родителей, строго-настрого запретивших подходить к двери до своего возвращения, открыла нечисти и была съедена. Дожидается теперь маму и папу на оконце детский череп. Смирение перед смертью и загробная жизнь как главная опасность для живых — вот основные мотивы.

Бог и еж

Румыны верят, что Господь создал мир на пару с дьяволом. Именно последний сотворил землю, пусть и по указке Бога. Подобное равноправие добра и зла, вероятно, наследие манихейства — религии, которая наряду с христианством пришла на территорию будущей Румынии вместе с римлянами. Легенда же о том, как Господь вдохнул жизнь в фигурку, вылепленную дьяволом, напоминает о греческом орфизме. Согласно ему, в людях есть и зло, и добро, поскольку рождены мы из пепла сожженных Зевсом титанов, съевших его сына, Диониса. Также на верования и язык даков (предков румын) повлияли славянские племена.

В некоторых космогонических сюжетах Богу вместо дьявола помогают пчела, еж и лягушка.

К слову, в Средние века еж считался «нечистым», злым животным, вероятно, из-за своих игл. Тем не менее он часто выручал Господа советами.

Когда земля и небо, состоявшее из девяти уровней, были готовы, Бог остался на самом верху, а дьявол, не удержавшись, провалился под землю (по другой версии — на дно моря). Падению предшествовали попытки чертей обстрелять небеса из пушек. В ответ Бог тоже выстрелил, и все слуги дьявола оказались на земле. Так появилась лесная, водная и прочая злая нечисть.

Ночные гости

Граф Дракула — самый известный монстр Румынии. Как некогда римский пантеон богов пришел на смену дакийскому, так и персонаж ирландского писателя Брэма Стокера заставил потесниться остальных вымышленных существ этой страны. Вампир, по одной из версий, пришел в Румынию из славянской мифологии. Там он известен как упырь или вурдалак. Смешав реального исторического персонажа Влада Цепеша и мифы о кровососущих мертвецах, Стокер, сам того не желая, оказал румынскому фольклору медвежью услугу. География страны в массовом сознании сузилась до Трансильвании, и мало кто знает про стригоев, приколичей или соломантов. И что вампиры могут быть не только «мертвые», но и «живые», пить не только кровь, но и жизненную силу. 

Ebrahim Noroozi / Associated Press / East News

Вампира в Румынии называют «стриго́й», от латинского strix, то есть неясыть, птица из семейства совиных. Считалось, что эти совы также пьют кровь, причем детскую. Мертвый стриго́й — оживший мертвец, который постарается высосать кровь в первую очередь из родственников и скотины. Живой стригой — это злой человек. Ему необязательно практиковать темную магию, достаточно лгать, предавать, мучить — и он станет вампиром после неправедной жизни. Стригоем мог стать и приколич, но о нем позже.

Живыми стригоями считались и дети, зачатые в результате инцеста. Верили, что и появившийся на свет в плодном пузыре обязательно станет вампиром. 

Зная подробности своего рождения, некоторые завещали после смерти отделить их голову от тела и вбить кол в сердце.

Также умершим заклеивали глаза, рот, ноздри и уши, протыкали спицей живот. Существовала даже практика эксгумировать тела. Если не находили следов разложения, значит покойный — вампир.

Стригои привлекают жертв, подражая голосам других людей. Мума Пэдурий из упомянутой в самом начале сказки хоть и не стригой, а румынская Баба-яга, обманула девочку, притворившись родной бабушкой.

Особенности внешности стригоя: рыжие волосы и хвост. Последний вырастает после смерти в самых неожиданных местах. Мертвые стригои таскают за собой гроб. Еще они умеют превращаться в животных и пьют сперва жизненную силу, и только потом кровь. Найти стригоя помогала обыкновенная лошадь. Ее приводили на кладбище и заставляли перешагивать через могилы. Якобы в месте, возле которого животное упрямилось, обитал вампир. 

Carl Simon / United Archives / Universal Images Group / Getty Images

Морой — это разновидность стригоя, призрак покойного. Реже — живой стригой. Считалось, что живые вампиры могут по ночам покидать тела и бродить у перекрестков. Якобы душа живого стригоя может переродиться. Однако стоит ему увидеть знакомого по прежней жизни, как он снова умрет. 

Ведьм-вампиров называли босорки или босоркои. Днем они принимали вид красавиц, а ночью — старух, и помимо крови сосали у коров молоко. Обладали несколькими душами: чем больше душ, тем босорка опаснее.

Отдельного упоминания заслуживает збуратор. Не вампир, но дракон с волчьей головой. 

Он ищет близости с молодыми женщинами, недавно вышедшими замуж, либо овдовевшими. Умеет коварно принимать облик покойных юношей. По сути, инкуб или славянский огненный змей, но на румынский манер. Наутро бедняжки ничего не помнят, делаются грустными и беспокойными. Важно, что збуратора невозможно увидеть никому, кроме жертвы. Защититься от него трудно: требовалось замазать все щели, двери и окна жиром мертвой волшебной змеи. А девушку долго отпаивать иван-чаем и зельями.

Люди-волки

Румынам от даков и римлян достался культ волка. Даже само слово «даки», по мнению античного филолога Гесихия Александрийского, происходит от daos, что по-фригийски означает — волк. Воины даков носили шкуры, знамена с изображением хищника и верили в ликантропию, то есть в превращение человека в зверя и наоборот. 

Волки — спутники бога войны Марса, были в почете у римлян. В христианстве волки скорее враги церкви. Румыны же верят, что эти хищники направляют человеческие души после смерти. Впрочем, их не только почитали, но и опасались. Услышать волчий вой считалось дурным предзнаменованием. В День святого Андрея запрещалось вслух поминать волка. А вырколак и приколич — румынские ликантропы — были исключительно злыми созданиями, едва ли не слугами дьявола.

East News

Вырколак — это обычный, если можно так выразиться, оборотень. Из-за укуса другого ликантропа человек в полнолуние неконтролируемо меняет облик на волчий. Приколич же — покойник, который воскрес в виде черной собаки или волка. Реже он выглядел как получеловек, лохматый и с хвостом. Приколичом становился седьмой ребенок в семье, рожденный вне брака или от близкородственной связи, а также выпивший собственной или волчьей мочи.

В вырколака, помимо укушенных, обращались перепрыгнувшие через воткнутый в пень нож, надевшие волчью шкуру. 

Но если перестараться с кувырками в воздухе, велик риск стать не вырколаком, а приколичом. Оборотня возможно излечить от ликантропии, молясь за него в течение девяти лет, а приколич обречен быть кровожадным монстром, вожаком волчьей стаи, до самого конца. Узнать его можно по белой шерсти. Приколича надо сначала ранить (тогда он начнет зализывать рану, и превратится от этого в человека), а потом накормить хлебом. Для него это яд.

Чудовище, родившееся от вырколака и человека, называли триколичом. Он мог выглядеть как простой селянин, но жил в стае волков, а его укус был смертелен. Если жертва не умирала, то заражалась ликантропией. 

Шоломанс — школа чародейства и волшебства

Есть в Румынии и свои колдуны-чернокнижники, соломонары. Учителя магических искусств, последователи царя-мага Соломона. Учат не абы кого, а лишь избранных, отмеченных знаком при рождении. Соломонары ходят по городам и забирают таких детей, часто к неудовольствию родителей. В Шоломансе, школе колдовства, каждый десятый студиозус становился слугой дьявола, что неудивительно, ведь он самолично преподавал азы гоэтии и каббалы. Учился там и книжный Дракула.

Соломонары знали разные языки, заговаривали животных, управляли погодой, ориентировались по звездам и летали на драконах-балаурах.

Как и стригои, соломонар — обязательно рыжий и мог стать вампиром после смерти. К этим нищим на вид скрытным одиночкам относились по-разному. Кто-то считал их святыми монахами, кто-то — дьяволопоклонниками.

DeAgostini / Getty Images

Есть легенды о контрасоломонарах — колдунах, решивших завязать с темным прошлым. Обычно, они становились защитниками простого люда, с легкостью побеждали бывших коллег и эффективно боролись со стригоями.

Балауры, которые носили колдунов по воздуху на своих спинах, — обладатели нескольких голов, способные наслать непогоду на поселения. Как правило, жили возле воды и требовали человеческих жертв за доступ к ней. Их еще называют «халэ», то есть ураган. Как и стригоем, балауром можно стать, активно греша при жизни. Только умирать необязательно, достаточно уснуть в грозу.

Марцоля, Мума Пэдурий, вылвы

Вторник для румын — неудачный день, потому что именно в него дьявол создал землю. Когда-то это был плоский блин, на котором они с Господом и уснули. Ночью дьявол усердно работал локтями, стараясь столкнуть Бога с ложа, но лишь расширил тем самым полезную площадь. В общем, трудиться, особенно вечером вторника, румынам точно не стоит, если только нет желания повстречать Марцолю. 

Огромная старая баба с кабаньими клыками зорко следит, чтобы никто ничего по дому не делал. 

В противном случае Марць-Сяре, «Вечер вторника», узнает и накажет трудяг за гордыню, которая, как известно, грех.

Уже упоминавшаяся Мума Пэдурий, «Лесная мать», местная Баба-яга, живет в дупле и выполняет работу славянского лешего. Может прикинуться кем угодно, от зверя до прекрасной девушки. Кровожадная нечисть не способна напасть без повода, но будет провоцировать, стеная и меняя голос.

Dimitrie Gusti National Village Museum

Carl Simon / United Archives/ Universal Images Group / Getty Images

Это роднит ее с традиционными вампирами, которым нужно, чтобы их пригласили, иначе они не могут переступить порог. Мума Пэдурий крадет детские сны для своих отпрысков, дабы те не шалили. Однажды она сама прокляла их, превратив в насекомых. 

Не только Мума Пэдурий наблюдает за лесом. Вылвы, заманивающие путников огоньками, также хранительницы природы. Выглядят как тени, черные кошки или девицы-красавицы.

Существуют черные и белые вылвы, то есть злые и добрые. Как и японские ками, они повсюду: вылвы гор, воды, шахт и так далее. Даже у дней недели свои вылвы. Они защищают и уничтожают — в зависимости от отношения к ним и их домену.

Религиозный синкретизм, дуалистическая космогония и другие прелести трех мифологических эпох делают румынский фольклор самобытным, чарующим и глубоким.