Сдача Бреды. По Габсбургскому счету

Картина Диего Веласкеса, созданная в 1634–1635 годах, — одно из самых знаменитых художественных произведений Золотого века Испании. Но за ее помпезным лоском умышленно скрыта кровавая история военного противостояния. Арт-журналист, автор телеграм-канала Art Is New Sexy Мария Аборонова рассказывает о драматичной осаде древнего города. 

Осада Бреды стала важным этапом Восьмидесятилетней войны (1568–1648), в которой северные провинции Нидерландов боролись за независимость от испанской короны. На протяжении 220 лет город был домом Оранских-Нассау, главной княжеской династии в Нидерландах и основного противника испанцев. В XVI веке именно Вильгельм I Оранский (Молчаливый) возглавил восстание против Испании, став символом борьбы Нидерландов за независимость. Его сыновья и внуки продолжили войну. Оранские олицетворяли сопротивление власти Габсбургов.

Хотя в Бреде жили в основном католики, сами Оранские были связаны с протестантской элитой. Именно они институционально укрепляли кальвинизм как основу молодой республики. Испанию оскорбляло то, что их подданные открыто «ведут войну с Богом»

Взять город означало бы для Филиппа IV и его двора не просто военный успех, а прямой удар по «логову мятежной династии». 

Осада Бреды длилась почти девять месяцев: с августа 1624 по 2 июня 1625 года. Город был отлично укреплен и считался самым укомплектованным гарнизоном в голландском оборонительном кольце. Его фортификации строил еще Симон Стевин, выдающийся фламандский математик и инженер. Бреду защищали семь тысяч солдат под командованием губернатора Юстина Нассау, внебрачного сына того самого Вильгельма Молчаливого. 

Осадившая Бреду испанская армия насчитывала от 18 000 до 23 000 человек. Командовал ею Амброзио Спинола-Дориа. К моменту осады он был уже хорошо известен по всей Европе своими военными победами и считался одним из самых способных генералов Испании того времени. Стратегия Спинолы заключалась в том, чтобы сковать город плотным кольцом блокады, отрезав все пути снабжения. За первый месяц осады испанцы окружили город сетью траншей, рвов, ям, редутов, бастионов, батарей и даже насыпей через болотистую местность.

Осадные линии образовали слегка неровный круг длиной 48 километров. Очевидцы писали, что даже птица не могла ни влететь, ни вылететь.

Для своей армии Спинола организовал бесперебойное подкрепление и постоянно следил за моральным духом солдат. Осада города привлекала внимание. К испанским позициям приезжали представители европейской знати, чтобы полюбоваться операцией. Среди гостей были, например, герцог Баварский и польский князь Владислав Сигизмунд.

Спинола планировал взять Бреду измором. Помимо блокадного кольца испанцы возвели плотины и дамбы, чтобы перекрыть подачу воды в город. К осени 1624-го из-за плохой воды и отсутствия свежих источников среди защитников начались эпидемии дизентерии и других болезней. А потом наступил голод. Более 1000 голландских солдат пытались сдаться за время осады, но Спинола, якобы, отправлял их обратно, чтобы не уменьшать количество ртов в городе.

По заметкам Спинолы к концу осады Бреда потеряла около 5000 жителей — треть населения.

В июне 1625 года Юстин согласился на капитуляцию. В ее условия входило прощение всем жителям Бреды любых преступлений против короля Испании, совершенных с 1590 года. Голландцам предоставили 1200 повозок и шестьдесят лодок для перевозки раненых, больных и домашнего имущества. 

Момент, изображенный Веласкесом на картине, — это как раз символическая передача ключей от Бреды. Надо сказать, что капитуляция была унизительным актом для побежденного. Проигравший генерал вставал на колени и передавал ключи победившему генералу, который восседал на коне. Но на картине мы видим практически дружескую встречу.

У нас нет оснований считать, что все действительно выглядело так, но некоторые свидетели рассказывали, что Спинола спешился, чтобы поприветствовать Юстина как равного, похвалил мужество противника и стойкость его народа во время осады, а голландскому гарнизону было разрешено выйти с оружием и знаменами.

Это уникальный жест великодушия по отношению к побежденному врагу. 

Но скорее всего, если это и сделали, то только лишь для демонстрации полного превосходства Испании: военного и морального. Взятие Бреды показало Европе, что Испания по-прежнему является грозной боевой силой и готова защитить католический мир от протестантов. Папа Римский лично поздравил Спинолу. 

В реальности осада Бреды стала одной из последних крупных побед Испании в Нидерландах.  

Менее чем через два года после взятия Бреды испанское правительство объявило о банкротстве. Империя Габсбургов начала постепенно уступать первенство на мировой арене. В 1629 году голландцы захватили Хертогенбос. В 1632 году — Маастрихт. Англия и Франция усилили поддержку Нидерландов. Экономическая мощь страны росла.

Филипп IV заказал эту картину Веласкесу для Зала королевств не сохранившегося до наших дней дворца Буэн-Ретиро в Мадриде. В этом зале принимали послов, устраивали для них музыкальные и театральные представления.

«Сдача Бреды» вместе с одиннадцатью другими картинами должна была демонстрировать иностранным гостям испанские триумфы. Поэтому, несмотря на жестокую, бесчеловечную осаду, полотно Веласкеса изображало Испанию как великодушного победителя и отдавало дань уважения другу художника — Спиноле.

К моменту завершения картины в 1635 году Золотой век Испании уже уверенно клонился к закату. Два года спустя Бреда вновь оказалась в руках голландцев. Невероятно дорогой дворец Буэн-Ретиро был разрушен в XIX веке, после него осталось то, что сегодня является парком Ретиро. А в Испании начался долгий экономический спад.

Фото:
Museo Nacional del Prado