Благодаря кинематографу бои в Колизее — чуть ли не самое известное явление древнего Рима. Почти все помнят, как выглядят классические ретиарии или мурмиллоны. Но видов бойцов было гораздо больше, и многие из них изумляли даже самых избалованных зрителей.
Провокатор
Появился уже в поздней Республике и был любим публикой всю имперскую эпоху. Однако это не древнеримский трештокер, как может показаться по названию. Оно пошло от латинского provocatio ad populum, то есть «апелляция к народу».
Некоторым преступникам в Риме назначали в качестве казни смерть в бою. И тогда подобный человек отправлялся в школу-людус, где тренировался около года, после чего выходил на поединок с другим приговоренным. Хотя бывало и так, что против него выпускали мурмиллона (бойца со щитом и шлемом со стилизованной рыбой на гребне).

Mondadori Portfolio / Getty Images
Доспехи провокаторов весили 12–14 кг.
Поначалу они носили простой, но очень удобный военный пехотный шлем, позже он стал более громоздким, с глухим забралом и отверстиями для глаз. Использовали уменьшенный скутум (щит), грудь защищали кардиофилаксом (металлической пластиной на ремнях). Вторую руку прикрывала маника (наруч от плеча до кисти, в данном случае стеганый), ноги — короткие поножи. Бились преступники гладиусами или кинжалами-пугио.
Скисор
Он же арбелас. Судя по всему, был более распространен на востоке Римской империи, где найдены несколько его изображений. Первое название происходит от глагола «кромсаю», второе — от ножа сапожника, на который было похоже принадлежавшее ему оружие. Выглядело оно как полумесяц на небольшом металлическом стержне, вставленный в бронзовый наруч. Клинок был заточен со всех сторон, так что этим оружием можно и рубить, и подрезать обратным движением.
Боец этот тяжелый — закрыт лорикой хаматой (кольчугой) до колен, или даже чешуйчатым доспехом, мощным шлемом с забралом и гребнем. Одна рука защищена стальной маникой, ноги — короткими поножами. В правой — гладиус или пугио. Сражались скисоры либо с такими же воинами, либо с ретиариями — противниками, вооруженными трезубцем и сетью.
Венатор
Название этого типа отсылает к излюбленному увлечению римских патрициев — venatio, то есть охоте. Изначально в амфитеатрах просто выпускали опасных зверей, и с ними сражались обычные гладиаторы в своей классической экипировке. Поэтому до I века нашей эры на изображениях мы видим тяжеловооруженных венаторов со щитами. А вот позднее облачение существенно облегчилось. Осталась только туника (правда, богато украшенная) и копье.
Задачей венатора было сражение с тиграми, львами, леопардами, слонами, медведями и прочими смертоносными животными.
Бой обставляли по высшему классу. Амфитеатр для игр переделывали под природные условия — например, саванну с деревьями или горы, из пещер которых выбирался хищник.

Mondadori Portfolio / Getty Images
Часто гладиаторы работали парами или использовали лошадей, если их противник был особенно опасен. Если побеждали звери, их не убивали, некоторые оставляли за собой кровавый след из множества поверженных гладиаторов.
Участвовали в venatio и женщины. Например, об этом упоминает Тацит в «Анналах». Пробовали себя в образе венаторов и некоторые императоры. Самый известный из них — Коммод (177–191 гг. н. э.). Хотя сведения о нем очень противоречивы. С одной стороны, он убивал львов, поражая их из лука с безопасного помоста, а страусам любил отсекать головы стрелами с серповидным наконечником. С другой — про него же известно, что он один на один убил носорога. Такое считалось по силам лишь группе подготовленных бойцов.
Крупелларий
Эти крайне редкие гладиаторы известны по единственному упоминанию — у того же Тацита — и по одной найденной статуэтке из Вертиньи (I век н. э.). Судя по всему, крупелларии были кельтами, которых набирали в Лугдунской Галлии. Они отличались невероятно мощным защитным вооружением.
На теле — лорика сегментата (римский армейский доспех из пластин), руки и ноги закрыты маниками и поножами до бедер, также наборными и стальными. Шлем выглядел как средневековый топхельм — по сути, ведро. Но в отличие от рыцарского тут вместо смотровых щелей делали отверстия, через которые проникали свет и воздух.
А еще был металлический нос-клюв, заметно выдающийся вперед.
По рассказу Тацита, во время восстания Юлия Флора и Юлия Сакровира в 21 году н. э. именно крупелларии вызвали наибольшие затруднения у римского войска. Легионеры были вынуждены опрокидывать их на землю с помощью вил, а затем добивать кирками, так как гладиусы и дротики-пилумы попросту не пробивали доспехи этих гладиаторов.
Эсседарий
Воины на колеснице. Известны лишь по упоминаниям в текстах и редким изображениям, где сама битва не показана. В общем, мы не знаем, как именно они сражались. Предполагают, что такой тип гладиаторов появился после вторжения Юлия Цезаря в Британию в 55-54 годах до н. э. Увидев там архаичных воинов на бигах (упряжках с двумя лошадьми), полководец перенес их поединки на арену. Возможно, поначалу в таком амплуа сражались пленные кельты.

Mondadori Portfolio / Getty Images
Вооружение эсседариев: овальный щит, меч, шлем с забралом и маника, закрывающая правую руку. Бились они обычно с такими же колесничими, но, вероятно, пешими. Упряжки использовались только для пафосного выезда на песок амфитеатра. Были среди них и женщины, это упоминается Петронием в «Сатириконе».
Андабат
Пожалуй, самый странный тип гладиатора. Это воин в совершенно глухом шлеме. Не было даже отверстий для глаз. Считается, что его защищали кольчуга и наруч, прикрывающий правое предплечье. В одной руке он держал гладиус, в другой — колокольчик, с помощью которого его мог найти второй такой же боец.
Возможно, столь изощренным образом наказывали преступников, бросая их на произвол судьбы и развлекая публику.
Не исключено, что это были совсем уж отпетые негодяи, выживание которых даже не предусматривалось.
Ведь тем же провокаторам хотя бы давали время на тренировки.
Также есть гипотеза, что андабат — это вообще любой тип гладиатора, просто в глухом шлеме без отверстий. И этих несчастных заставляли биться вслепую не из-за того, что они провинились, а для увеселения пресыщенного плебса.