Сделано в Америке: Сэм Уолтон — один из самых богатых людей 1980-х

В 1992 году президент Джордж Буш-старший вручил создателю сети Walmart Inc. президентскую медаль Свободы, признав, что его путь к успеху — это воплощение американской мечты. Как один из главных ретейлеров уолмартизировал страну и построил крупнейшую сеть розничной торговли в мире? 

CARPENTER / East News

Второсортный магазинчик далеко не в самом престижном городке Америки — с этого начал Сэм Уолтон, в будущем — самый богатый человек Штатов. Через 35 лет его Walmart Inc. насчитывала уже более 330 супермаркетов. Менее чем за полвека она стала крупнейшей в стране, а затем и в мире.

Первая розничная точка Сэма Уолтона открылась 1 сентября 1945 года. Тогда еще никто не мог предположить, что с этого эпизода начнется история, которая навсегда изменит образ жизни американцев. Однако до Walmart Inc. было еще далеко. Магазин в Ньюпорте, штат Арканзас, площадью 465 кв. метров был франшизой фикс-прайс сети Ben Franklin, распространенной по всей территории США. Стартовый капитал Уолтон получил благодаря удачному браку. Женившись в 1943 году на дочери преуспевающего банкира — Хелен Робсон, он взял в долг у своего тестя $ 20 000 и, добавив к ним накопленные за время службы в Корпусе военной разведки США $ 5 000, запустил пилотный проект.

В начале века в Соединенных Штатах банкротились миллионы небольших магазинчиков, поэтому начинание Уолтона не внушало особых надежд. К тому же сам он не то что не имел опыта в торговле — это был его первый шаг в бизнесе в целом. К слову, не самый удачный. Сразу после заключения сделки он узнал, что арендная плата в 5 % от продаж была чуть ли не самой высокой по рынку.

Несмотря на трудности, Уолтон смог добиться успеха. Как ему это удалось? Ричард Тедлоу, автор книги «Гиганты бизнеса», позже напишет: «Сначала он изучил все правила. Затем он нарушил все правила, которые не имели для него смысла, — то есть почти все».

У Уолтона не было большого опыта, зато всегда было предпринимательское чутье. Например, в колледже он занимался рассылкой газет. Наняв несколько помощников и продумав логистику маршрутов, он сумел так все организовать, что уже тогда зарабатывал от $ 4 000 до $ 5 000 в год. После выпуска молодой человек некоторое время стажировался в JCPenney — крупной розничной сети Америки, а в 1940 году получил степень по бизнесу в университете Миссури. Одним словом, фундамент уже был — дело за надстройкой.

Ralf-Finn Hestoftb / Corbis / Getty Images

Дела шли хорошо, и вскоре Сэм Уолтон открыл еще одну точку на той же улице. За три года выручка выросла почти втрое — с $ 80 000 до $ 225 000. С сетью Ben Franklin он расстался спустя шесть лет, продав франшизу за $ 50 000. С этого момента начинается новая глава в его предпринимательской жизни: в 1951-м он откроет первый магазин Walton’s Five and Dime — будущий Walmart. Именно этот бренд войдет в историю как крупнейшая розничная сеть в мире.

В 1950-х большие магазины в Штатах располагались либо в крупных городах, либо на их окраинах, и жители небольших населенных пунктов ездили туда на машине, чтобы закупить все необходимое на неделю вперед. Модель Walmart строилась на идее, что супермаркеты, где продается все и сразу, можно открывать везде. По тем временам это было новшеством, призванным произвести революцию в потребительских привычках американцев.

Команда Уолтона разработала несколько вариантов торговых точек разного размера с огромным ассортиментом. И начала открывать их повсюду, вплоть до малых городов.

Выбирая наиболее удачное местоположение, Сэм Уолтон даже проводил воздушную разведку. Расширяя сеть, он преследовал и другую цель — увеличить клиентскую базу. Именно благодаря ей бизнесмен мог во всех тонкостях проработать маркетинговую концепцию, чтобы с максимальной выгодой использовать систему скидок, которая и стала его секретным оружием.

К 1997 году годовой объем продаж сети преодолел рубеж $ 100 млрд. Успехи Walmart превысили все ожидания, а Сэм Уолтон стал признанным лидером в области менеджмента. В 1985-м Forbes назвал его самым богатым американцем. Через семь лет его автобиография заняла четвертое место в списке бестселлеров по версии журнала Publishers Weekly. На момент кончины в 1992 году состояние бизнесмена оценивалось в $ 21–23 млрд.

Есть в этой истории успеха и нюансы. Сэм Уолтон стал кумиром многих желающих воплотить американскую мечту в жизнь, но он снискал себе славу эксплуататора и убийцы локальной торговли. Распространяя свою сеть и заходя в самые отдаленные уголки Америки, он фактически не оставлял шансов местным предпринимателям, причем не стеснялся утверждать при этом, что маленьким магазинам «просто было предопределено исчезнуть». Немало критики сыпалось в его адрес и из-за жестких условий труда, низких зарплат, долгих рабочих смен, борьбы с профсоюзами и многого еще. Впрочем, все это не помешало Сэму Уолтону стать одним из 100 самых влиятельных людей XX века по версии Times. Все же не каждый может дать рабочие места миллионам и построить крупнейшую торговую империю в мире.