Ученье — свет: Симеон Полоцкий, первый блогер на Руси

Первый профессиональный русский поэт и драматург, автор первых силлабических стихов, инициатор высшего образования в государстве, учитель царей и основоположник нашего искусствоведения — придумал слишком много всего, чтобы развеять над Русью мрак невежества. Поэтому потомкам стоит о нем поговорить. Тем более в День знаний.

В миру его звали Самуил Гавриилович Петровский-Ситнианович. Родился он в Полоцке в 1629 году. После братской школы поступил в престижную Киево-Могилянскую коллегию. Там серьезно увлекся поэзией. По окончании получил право преподавать в монастырских школах. Так сформировались его основные жизненные ипостаси: поэт и учитель.

РИА Новости

Из Киева Самуил отправился в Виленскую иезуитскую академию. Туда принимали только католиков. Пришлось временно сменить конфессию. На богословском факультете осваивали «семь свободных искусств»: арифметику, астрономию, геометрию, грамматику, диалектику, музыку и риторику. Именно этому, вразрез с церковным догматом, Симеон Полоцкий будет учить русских царевичей. Окончив курс, Самуил вернулся в Полоцк и в лоно православия, принял монашество с именем Симеон и стал преподавать в родной братской школе.

В ходе русско-польской войны Полоцк сдался русской армии без боя, Симеон и его школяры приветствовали Алексея Михайловича хвалебными виршами, которые оценил самодержец. Когда русские войска вновь остановились в Полоцке, Симеон напомнил о себе еще одним поэтическим творением. Оно особенно понравилось государю.  

Царь намекнул, что будет рад видеть поэта в Москве.

Вскоре в столице скончался архимандрит полоцкого монастыря. Уладить все дела, разумеется, отправили отца Симеона. Представ пред монархом, монах зачитал в качестве приветствия торжественные строки. Стихи опять понравились, приезжего оставили в Кремле и дали для ясности прозвище по топониму — Полоцкий.

В этот период царская семья осторожно увлекалась западными нецерковными манерами.  Потребность в учености, основанной на латинской грамматике, резко возросла, и монах, которого готовили виленские иезуиты, буквально пришелся ко двору. Алексею Михайловичу нравилось, что тот с ним одного возраста, остроумен, эрудирован и обладает европейским складом ума.

Когда царь реформировал Приказ тайных дел, он ввел обязательное обучение для подьячих и поручил Полоцкому преподавать им риторику, поэзию и латынь. Монаху отвели комнаты в Спасском монастыре за Иконным рядом (сегодня это Заиконоспасский монастырь на Никольской улице), а также назначили приличное содержание.

Он первым сделал литературный труд профессиональным ремеслом. 

Помимо денег, «винных ягод» и соболей Симеон получал гонорары книгами. Он собрал более 600 ценнейших экземпляров на разных языках и являлся обладателем самой большой библиотеки в тогдашней Москве. Почти все эти книги сохранились до наших дней.

Форматы, которые монах придумывал для своих стихов, привлекали внимание, о его сочинениях рассказывали друг другу, ими делились. Например, стихотворение «Благоприветствие царю Алексею Михайловичу по случаю рождения царевича Симеона» написано в форме восьмиконечной звезды: у истоков лучей складывается акростих с именем Симеон. 

Монах придумывал стихи в форме сердец, крестов и спиралей.

Public Domain (2)

В 1667 году Полоцкого назначили наставником царевича Алексея. Однако тот погиб при загадочных обстоятельствах, и Симеон не смог осуществить мечту об идеальном просвещенном монархе. В 1670-м он начал воспитывать других будущих правителей — дочь государя Софью и царевича Федора. Благодаря стараниям монаха наследник престола получил блестящее образование, выучил латынь и польский, разбирался в философии, писал музыку и стихи. 13-летняя Софья, узнав, что наставник закончил свод богословских записок о мироустройстве «Венец веры», прочла рукопись «в черни бывшу». Софья повелела изготовить беловой экземпляр, что и было исполнено.

Это первое в русской литературе свидетельство о черновике как этапе творческой работы. 

Когда на трон сел воспитанник Симеона — Федор III, наставник убедил ученика открыть при дворе типографию. Ее назвали Верхней, потому что находилась она в Троицкой башне. Это первая в российской истории печатня, выпускавшая светские книги без церковной цензуры.

«Венец веры», 1670

Царевна Софья Алексеевна, конец XVII века

Public Domain (2)

 Именно там оттиснули «Букварь языка славенска» для семилетнего Петра I. По этому букварю царевичей учили следующие 14 лет — закладывали в них идеи будущей российской государственности. При всей своей занятости Симеон продолжал активно создавать художественные произведения. 

Неугомонный монах написал для зарождавшегося русского театра первые пьесы и сам же их поставил. Яркий представитель европейского барокко, Симеон Полоцкий принес в консервативный уклад русской жизни неведомые взгляды. Он критиковал старообрядчество и инакомыслие, но защищал от преследования бродячих музыкантов и скоморохов. Он хвалил массовые народные гульбища и выступал против того, чтобы женщины сидели взаперти. Он всячески продвигал массовое изучение иностранных языков, которое в стране считалось греховным. В день он исписывал мелким почерком по восемь листов современного формата А4 и имел обыкновение ежевечерне знакомить с написанным окружающих, так что Симеона Полоцкого вполне можно назвать первым российским блогером. 

 «Букварь языка славенска», 1679 

Царевич Петр, 1670-е

Public Domain (2)

 Симеона Полоцкого называют основоположником российского искусствоведения. Он дружил и сотрудничал с лучшим иконописцем Москвы Симоном Ушаковым. Под влиянием художника монах составил первый систематизированный трактат об иконописи. Именно Полоцкий первым высказался о значимости античной мифологии как культурного источника для развития страны и ее граждан — до этого греческие и римские мифы трактовались как языческая ересь. Благодаря Симеону в нашей литературе появилась европейская, восходящая к Античности жанровая система с тремя основными направлениями: драмой, лирикой и эпосом. При этом исконная структура с житиями, летописями и повестями никуда не исчезла.

Монах оставил потомкам труды по географии, зоологии, истории и минералогии. 

Он стремился систематизировать и передать людям как можно больше знаний. Обучал арифметике, геометрии, латыни, музыке и риторике. Много переводил и постоянно создавал новые стихи. Причем совсем новые.

Его монументальный «Вертоград многоцветный» («Сад многоцветный») специалисты называют самым большим сборником поэзии в истории русской литературы. Несколько тысяч стихотворений на бытовые темы, с описанием добродетелей и пороков, расположены в алфавитном порядке и распределены по темам. Эта первая энциклопедия русской жизни сейчас хранится в Рукописном отделе Библиотеки Академии наук.

«Псалтырь рифмованная», уникальное издание Московского печатного двора, 1680

Дмитрий Коробейников / РИА Новости

Симеон Полоцкий изменил законы русского стихосложения. Его стихи силлабические, то есть с определенным количеством и строгим чередованием ударных и безударных слогов. Параллельно с «Вертоградом» Симеон создал «Псалтырь рифмованную» — стихотворный перевод книги Ветхого Завета. До него стихотворный оригинал переводили на русский только прозой. Симеон по своему обыкновению заменял отдельные слова, чтобы смысл становился понятнее, а размер не выходил за рамки силлабической строки.

Священная книга, которую учили наизусть, стала звучать непривычно и значит неприемлемо. 

Полоцкого обвинили чуть ли не в святотатстве. Были и другие претензии к его деятельности.

Да и то, что простой иеромонах обучает царских детей, давно всех раздражало. Патриарх Иоаким хотел «отменить» «Псалтырь», но Симеона поддержал царь. Верхняя типография была независимой от церкви — и книгу напечатали. Позже Ломоносов числил ее среди книг, ставших для него «вратами учености» и выделил как отправную точку, благодаря которой сам начал приобщаться к русскому стихосложению.

В последние годы жизни Симеон Полоцкий работал над «Привилегией на академию». Монах составил программу обучения для первой в России высшей школы, сделал разбивку на факультеты и подробно их описал. По его замыслу студентом мог стать представитель любого сословия. Довести дело до конца автор не успел. Симеон умер в 1680 году. После его смерти патриарх Иоаким запретил публиковать сочинения Полоцкого и распорядился изъять из обращения уже напечатанные.

«Привилегию на академию» дорабатывал друг и душеприказчик Симеона, первый российский библиограф Сильвестр Медведев. В 1687 году по этому проекту была создана Славяно-греко-латинская академия — первое в России высшее учебное заведение.