Нас нужно развлекать. Ежедневно. Ежечасно. Ежеминутно. Мы нуждаемся в ярких представлениях, кричащих заголовках и сильных эмоциях. Так устроены мы, так устроено наше общество, так устроена и наша политика. Почему объясняет политолог Алексей Чеснаков.

Чем отличается политика от власти? Власть создает видимость скрытого, непонятного, опасного, способности навредить. Политика, наоборот, создает видимость доступного, открытого и даже приятного. Власть обращена внутрь. Политика наружу. Власть создает страх. Политика развлечение.
Виной нашего внимания к политике известные всем гормоны: дофамин, серотонин, кортизол. Может, и еще парочка. Медики легко дополнят список. Примите эту примитивную человеческую природу. Доставшиеся в наследство надпочечники сильнее влияют на наши политические предпочтения, чем приобретенная в университете логика. Эволюция еще много чего нам навязала. Например, социальные предпочтения, напрямую связав культурные стереотипы и уровень доверия. Нам начинает нравиться политик еще до того, как он откроет рот. К чему это? Да к тому, что не стоит преувеличивать значение разного рода теорий, идеологий и политологий политические пристрастия часто формируются инстинктивно, а потом уже мы настраиваем на сделанный выбор кучу рациональных аргументов. Мы даже специально заняты их поиском и подтверждением. Нам хочется думать, что мы лучше, чем есть. Используя эти наши психологические и физиологические особенности, другие умные политические животные научились стимулировать у стай (или масс) своевременную выработку гормонов в нужное время, в нужной пропорции и в нужных форматах.
Древний лозунг «хлеба и зрелищ» продолжает работать в качестве основного принципа политической жизни. Бои гладиаторов сменились трансляциями ММА, а триумфальные шествия праздничными парадами в День независимости. Убийства запрещены. Мы кроволюбивы, но не кровожадны. Что насчет хлебов? Повышение пенсий и раздача пособий тоже для кого-то шоу.
По умолчанию главным политическим шоу являются выборы. Завершившиеся только что в Штатах ралли (не задумывались, почему американцы называют выборы ралли?) наглядно показывают: все работает, как и прежде, даже лучше. Трамп не просто идеальный герой шоу. Он сам шоу. «Если Хиллари не смогла удовлетворить своего мужа, как она сможет удовлетворить Америку?» Это же сказано от души, а не подготовлено нанятым райтером. «Камала, ты уволена!» кричит Дональд на сцене после победы, отсылая аудиторию к своему шоу «Кандидат». И все чувствуют, кто главный герой, способный удовлетворить потребности большинства американцев. Он не просто участник, он одновременно и жюри определяющее, кто победитель, а кто должен покинуть представление, и зритель, на глазах у себе подобных получающий удовлетворение от представления. Высший класс.
Другой пример. Отечественный. Жириновский. Это ведь не он участник очередного ток-шоу. Это ток-шоу очередная серия ситкома «Жириновский». Гений эпатажа и импровизации, он даже после смерти развлекает публику в интересах своих преемников.
Шоу невозможно без массовки, сценаристов, гримеров и т. д. И не нужно думать, что сегодня политика это только главные герои: Трамп, Путин или Милей. За спиной главных действующих лиц стоят тысячи людей, обеспечивающих их работу. Политтехнологи трудятся не покладая рук, спин-доктора (от слова spin «верчение») раскручивают новости до нужного градуса, медиаконсультанты выбирают очередной подкаст для визита кандидата и т. д. Импровизация должна быть подготовлена заранее. Еще лучше протестирована на фокус-группах.
Что дано? Женщина в летах, много лет в политике, образ тускнеет, доверие падает. Что нужно? Срочный апгрейд имиджа. Какие идеи у технологов? Заплести косу и обернуть вокруг головы, как каравай? Ну идиотская идея же. Луи Вюиттон и каравай на башке… А что говорят фокус-группы? Избирателям нравится. ОК, заплетаем! Готовьте журналистов нужно широко распространить тему нового образа, косы и обязательно то, что многим это нравится.
Клиповость, которую нам подарил тикток, рилсы и шортсы диктуют новые правила. Герой не должен быть все время в одном образе. От рекламного ролика Трампа лет 50 назад зритель упал бы в обморок. А сегодня важна быстрая смена кадров, постоянный «драйв»: работник «Макдоналдса» через кадр превращается в крупного бизнесмена, а еще через секунду оказывается в кабине мусоровоза. Главное не отводите взгляда. Ваше внимание вот что важно.
Люди ориентируются на мнение себе подобных. Так это и работает. Любой профессионал расскажет десятки подобных историй. Нужно не просто выжать максимум эмоций. Нужно обеспечить длительное внимание и после зрелища, дополняя рассказом о нем. А еще лучше цифрами аудитории.
Политика не спектакль. Она похожа на вечерний ситком или реалити-шоу. Роли расписаны, сценарий согласован, точки определены. Шоу «Твой прекрасный президент», мотор!
Конечно, не все зарегулировано и вписано в сценарий. Иначе бы зритель начал догадываться раньше времени. У актеров остается свобода импровизации. Никто не советовал Трампу вскидывать кулак вверх после покушения. Большинство политиков упали бы вниз под грузом двухсоткилограммовых секьюрити туда, где безопасно. И все бы поняли и оправдали. Но Трампу не нужен инэйр. Он не стал частью банального сценария. Вместо того, чтобы упасть, он устремился ввысь. И в истории навсегда останется это фото окровавленного человека с гордо поднятым кулаком.
Один французский антрополог, проживший долгие годы в США, как-то высказался, что в ситкоме общественная реальность отображается куда четче, чем в большей части академических исследований по социологии. Но надо не только понять, но и управлять. Поэтому после «Друзей» и «Секса в большом городе» политика может показываться только как «Карточный домик» или «Корона». Политики должны превратиться в персонажей массовой культуры. И они это давно уже делают. Никсон потеет на дебатах. Ельцин танцует на сцене. Камала звездит у Опры. Дональд кормит реднеков картофелем фри. Лучшие президенты и депутаты персонажи массовой культуры, неотличимые от звезд шоу-бизнеса.
Какое шоу самое удачное? То, в героях которого смотрящий находит самого себя. По словам Трампа, «Кандидат» всего лишь «долгое собеседование по отбору кадров». Зритель уже участвовал в таком. Теперь наблюдает, как корчатся другие. Такие же, как он. Поэтому политики стремятся походить на тех, кто их избирает. Отняв у нас возможность решать, кто нами управляет, они предоставляют нам возможность чувствовать свое собственное превосходство, издеваясь над управляющими. Не опасно. Главное чтобы аудитория не отрывала задницу от дивана.
Конечно, кроме выборов есть и большие форматы. Эпические. Например, войны. В воспоминаниях писателя-консерватора Эрнеста Юнгера описывается эпизод, когда он наблюдает за бомбежкой Парижа, стоя на балконе с бокалом бургундского. Можно вспомнить и CNN с его прямыми эфирами с войны в Заливе или с расстрела московского Белого дома в 1993-м. Но теперь это уже прошлое.
На смену сценаристам, актерам и даже гримерам идет Искусственный Интеллект. Он придумает, как, когда и чем лучше вас сегодня вечером развлечь иронией, постиронией или постметаиронией. Нет нужды бомбить Париж или сжигать Рим. Это можно делать регулярно, по вашему заказу или без него, помногу раз за вечер, с разными результатами и даже с вашим участием. Такой вот «День сурка».
Что остается нам зрителям? Вовремя настроить умные часы на расписание телепрограмм, попросить «Алису» запустить кофемашину или самому налить бокал бургундского, усесться на диване перед большим экраном и включить программы, замеряющие давление и уровень уже упомянутых гормонов. Начинается новая серия.