За фанерной стеной: бункер Сталина в метро

Сегодня любой оказавшийся в Москве может совершенно беспрепятственно посетить рабочий кабинет Верховного Главнокомандующего ВС страны. Правда, не нынешней, а Советского Союза. Цена вопроса — стоимость проезда в подземке.

Уже в первую ночь Великой Отечественной войны немецкие самолеты рвались к Москве. Вечером 23 июня от бомбы пострадал метрополитен, в самом центре столицы — между «Смоленской» и «Арбатской». Тем не менее именно метро сочли наиболее безопасным местом для партийного и военного руководства. Использовать для надежного командного пункта какую-то станцию вблизи Кремля было самым быстрым и экономичным решением. Выбрали «Кировскую» («Чистые пруды») — она находится на 35-метровой глубине и уже соединена потерной с подземным командным пунктом штаба Противовоздушной обороны Москвы.

РИА Новости

В ночь с 26 на 27 июня 1941 года вестибюль и перроны начали «перестраивать». Поездам приказали пролетать платформу без остановки. Еще вчера доступная станция исчезла с пассажирских схем. Несмотря на то, что решение было принято сходу (при проектировании метро о подобной необходимости даже не заикались), работы завершили за четыре дня. Невероятный срок для такого масштаба. Правда, с виду новое сооружение вовсе не походило на неприступный бункер. Вместо железобетонных казематов — часть островной платформы, спешно отгороженная от пролетающих мимо поездов фанерными щитами. Печальный контраст с довоенной мраморной роскошью.

Эти хлипкие стены защищали мозг оборонявшейся страны. За ними разместили рабочий кабинет Сталина, комнату для членов Политбюро, узел связи — нервный центр управления фронтом и тылом. По некоторым сведениям, для штабных нужд также использовались подплатформенные помещения и специально подготовленные вагоны. В аванзале перед эскалаторами возвели массивную железобетонную стену, способную погасить ударную волну.

Именно сюда, в это странное подземное укрытие, а не в мифическую цитадель, спускался вождь во время самых страшных налетов лета и осени 1941 года. Вероятно, для этого он пользовался лифтом из соседнего бункера ПВО. Между бомбардировками штаб работал в реквизированном особняке неподалеку, на Мясницкой, 37. То, что верховный главнокомандующий руководил обороной страны из-за фанерной перегородки под гул проходящих поездов, говорит о трагической неподготовленности партии к такому повороту событий.

ФГБУ «Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева»
ФГБУ «Государственный исторический музей»

Но уже осенью построили капитальные, хорошо оборудованные подземные сооружения, такие как «Объект № 1» непосредственно под Кремлем. Высшее руководство переместилось туда. Задача «Кировской» как бомбоубежища для Сталина и политбюро была выполнена. Хотя военные продолжали использовать станцию значительно дольше, есть информация, что Генштаб работал в метро вплоть до 1945 года.

Разумеется, о «первом бункере Сталина» на «Кировской» ходили слухи. Легенда обрастала мифами о разветвленной сети секретных тоннелей, в том числе о всем известной, но никем не виденной 17-километровой трассе, якобы соединявшей Кремль, дачи и станцию. Появлялись полуфантастические истории о секретнейшем «Метро-2». Эти рассказы больше говорят об устойчивом интересе к тайнам Советского Союза, чем отражают реальную, куда более прозаичную историю временного КП на «Кировской».