Джеймс Бонд и Aston Martin: любовь длиной в 50 лет

Сегодня кажется, что это идеальная пара, по крайней мере на большом экране. На самом деле дружба самого известного шпиона и британского автомобильного бренда была не такой уж прочной. О том, как их пути едва не разошлись в самом начале рассказывает автор телеграм-канала «Кроненберг нефильтрованный», кинокритик Андрей Загудаев.

Didier Messens / Getty Images

Все началось в 1963 году, когда съемочной команде фильма «Голдфингер» понадобился новый автомобиль для Джеймса Бонда. Это была уже третья полнометражная картина про агента 007, и в первых двух ни о каких Aston Martin не было и речи. Более того, на первой встрече с Кью в «Голдфингере» Бонд спрашивает изобретателя, где его «Бентли», а тот лишь отвечает: «Боюсь, ее дни уже позади». Эта сцена намекает, что сам шпион был удивлен появлению в его гараже автомобиля новой марки. А вместе с ним — и зрители.

Однако связь Бонда и Aston Martin была описана еще в книжной версии «Голдфингера», которая вышла за несколько лет до премьеры фильма. Ян Флеминг, большой фанат автомобилей, давно пытался найти для своего главного героя подходящий «рабочий» болид. 

Во второй половине 1950-х вышла модель Aston Martin DB3, и Флеминг влюбился.

Heritage Images / Getty Images 

Машина появилась на страницах романа, вышедшего в 1959 году. Когда история добралась до кино, британский производитель автомобилей уже готовился выпустить новую суперсовременную модель — DB5. Именно она и попала в фильм, а впоследствии стала предметом культа не только среди фанатов агента 007, но и вообще автомобильной индустрии.

Сегодня, когда каждая новая премьера фильма про Бонда сопровождается обширной рекламной кампанией, в том числе с участием Aston Martin, сложно поверить, что изначально бренд не хотел сотрудничать и отказался давать новенькую DB5 для съемок. Упрекать их трудно: на дворе были 1960-е, и о плотных коммерческих коллаборациях еще никто не помышлял. К тому же в это время компания производила мелкосерийные автомобили. Все ее силы были направлены на разработку машин, а не на что-то другое. Когда в начале 1963 года в фирму обратились создатели киносериала, все в «Астоне» только и занимались тем, что доводили до технического совершенства DB5.

Автомобилистов переубедил художник «Голдфингера» Кен Адам, и для съемок выделили два серебристых болида — прототип (гибридный переходный вариант между DB4 и DB5), который оснастили бондовскими примочками, и новенький DB5 без доработок — для съемок погонь.

После выхода картины эти автомобили в момент приобрели мировую популярность, и продажи новой модели взлетели до рекордных для британского рынка показателей. 

Cinema Legacy Collection / The Hollywood Archive / East News

«Астон Мартин» не мог производить много машин, так что вскоре DB5 стала дефицитом и одним из самых желанных и труднодоступных автомобилей эпохи. Любопытно, что перед дебютом в «Голдфингере» один из DB5 успел засветиться в британском сериале «Святой», еще в красном цвете (тогда считавшимся фирменным для «Астона»). Главную роль играл Роджер Мур, будущий агент 007.

Впоследствии британский производитель выделил создателям бондианы еще два автомобиля, которые должны были участвовать в рекламной кампании следующего фильма — «Шаровая молния». Все четыре машины на данный момент находятся в частных коллекциях или музеях. Один образец даже стал главным героем преступления. 

В 1997 году DB5 Бонда был угнан у американского крупного бизнесмена, а найден лишь 25 лет спустя. Сейчас, как пишут, он находится в личном пользовании некоего коллекционера с Востока.

После оглушительного успеха DB5 на большом экране в «Голдфингере» и «Шаровой молнии» сотрудничество между бондианой и «Астон Мартином» продолжилось в следующем фильме «На секретной службе Ее Величества», где появилась модель DBS, но потом оборвалось почти на 20 лет. Бонд вернулся за руль Aston Martin только в картине «Искры из глаз» в 1987 году.

Затем был странный период 1990-х и фильмы с Пирсом Броснаном, в которых присутствовали и классические «Астоны», и новая (разумеется, коммерческая) страсть агента 007 — автомобили марки BMW. 

Лишь в нулевые, когда наступила эра Дэниела Крейга, бренд, который пытался выпорхнуть из под крыла Ford, снова стал неотъемлемой частью шпионского сериала. Например, «Казино Рояль» оказался первой картиной, где были задействованы сразу две модели компании — классический DB5 и новый суперкар DBS. 

Public Domain

Со DBS Бонд ворвался в Книгу рекордов Гиннесса на следующие две десятилетия, сделав в одной из сцен 7 переворотов на автомобиле.

В последнем на данный момент фильме про Джеймса Бонда «Не время умирать» было уже четыре модели Aston Martin. Наверное, и это не предел. Но сейчас о будущем коллаборации говорить рано. Ведь новый фильм про агента 007, который снимет Дени Вильнёв, по самым реалистичным прогнозам выйдет в прокат не раньше 2028 года.