Банды Парижа: кровавые битвы апашей из-за любви

Эта история о криминале и ревности взбудоражила всю Францию. В начале XX века два лидера уличных банд бились насмерть за сердце жиголетты, заливая улицы Парижа кровью своих головорезов и посвящая ей стихи. Любовный треугольник двух отморозков и проститутки оставил след в искусстве и кино.

Сердцеедкой была юная красавица по имени Амели Эли. Она родилась в 1878-м в простой семье. В тринадцать сбежала из дома с парнем на два года старше. А через какое-то время она повстречала куртизанку Элен де Курти, обучившую ее тонкостям «прогулок по ленте» (такой вот эвфемизм эпохи). Визитной карточкой Амели была высокая прическа, сбитая из светлых волос, за что та получила прозвище «Золотой шлем».

Портрет Амели Эли работы Эжена Пиру, ок. 1900 

Public Domain

В тех злачных районах, где промышляла Амели, господствовали уличные банды, так что она быстро нашла себе «мужа» — сутенера по имени Бушон. Тот неоднократно поднимал на девушку руку, и она сбежала, найдя защиту у Жозефа Пленьера, предводителя апашей из группировки Орту. Бушон тут же отстал от пары, а вот его более глупый приятель, пытавшийся угрожать Жозефу, получил нож в грудь.

Так Амели стала «женой» Пленьера. На деньги, заработанные Эли, ее «супруг» приоделся, все больше походя на респектабельного гангстера. Тем не менее он надолго пропадал, занимаясь потрошением карманов беспечных бюргеров и постоянно находил новых любовниц. 

Амели также не обременяла себя верностью. 

Однажды в заведении к ней подсел Доминик Лека — главарь еще одной парижской банды. Он покорил девушку рассказами о своей службе в Алжире (хотя на самом деле никогда там не был), показывал дикарские татуировки и даже прочитал стихи, что окончательно растопило ее сердце. Забавная деталь: оба любовника Амели считали себя поэтами и посвящали ей страстные вирши.

Вскоре Амели уже жила с Лека, прекрасно понимая, какую бурю ревности это вызовет. Ей льстило, что два самых отъявленных головореза Парижа будут биться за ее внимание.

Ей льстило, что два самых отъявленных головореза Парижа будут биться за ее внимание.

Сначала Пленьер напал на Лека, когда тот прогуливался с Амели. Конкурент отделался легкой раной головы. Затем ревнивец и его приятель стреляли в стену отеля, где проживала пара. Вскоре состоялась огромная сходка двух группировок в переулке, во время которой началась жуткая резня и перестрелка. Доминик был серьезно ранен, а кому-то из бандитов отсекли кисть (ее позже нашла уборщица на улице). 

Пленьер нападает на Леку на глазах Амели. Реконструкция сцены, 1900

Открытка с фотопортретом Амели Эли работы Эжена Пиру, ок. 1900

Public Domain (2)

После того, как Лека вышел из больницы, Пленьер покусился на его жизнь еще раз, запрыгнув на ходу в автомобиль, в котором ехала пара, и воткнув Доминику нож в грудь. Впрочем, тот выжил. Свидетелей оказалось так много, а преступление было столь вопиющим, что даже неуловимый главарь банды вскоре предстал перед судом.

Амели же проснулась знаменитой. 

Журналисты осаждали ее дом, желая узнать подробности драмы, фотографы платили ей за позирование, а художник Альбер Депре нарисовал портрет. Позже, уже после слушаний, где девушка блистала, словно звезда, один из писателей помог ей состряпать и продать мемуары. При этом она все так же проживала вместе с Лека, но не забывала слать любовные письма в тюрьму Пленьеру. 

Жозеф за нападение получил пожизненное и отбыл в Гайану, без права на возвращение во Францию. Туда же на восемь лет вскоре отправился и Лека. Он ведь тоже был отъявленным бандитом, а история привлекла к нему особое внимание жандармов.

24-летняя Амели Эли, 9 февраля 1902

Public Domain

Амели пыталась и дальше эксплуатировать свою популярность, но вызвала этим гнев властей. Спектакль с ее участием закрыли, так как оставшиеся на свободе апаши постоянно устраивали потасовки во время представления. Когда же она захотела работать укротительницей в цирке, ей это тоже запретили, хотя девушка была в маске. После нескольких лет мытарств роковая женщина все-таки вышла за мужчину младше ее и до самой смерти в 1933-м помогала воспитывать его четырех детей. 

История настолько запала в память парижан, что в 1952 году вышел фильм Жака Беккера «Золотая каска» («Золотой шлем»), где героиню Мари, прототипом которой стала Амели Эли, сыграла известная французская актриса Симона Синьоре.