Учение поэта и мистика Квирина Кульмана было настолько одиозным, что его изгнали из Европы, Стамбула и даже в веротерпимой России XVII века приговорили к сожжению. Это был первый год правления Петра, многие посчитали казнь иностранного еретика символичной.

East News
Родился неудачливый авантюрист 26 февраля 1651 года в Бреслау в семье лютеранского торговца. В детстве он страдал от нарушений речи, из-за постоянных нападок сверстников замкнулся, стал заядлым книгочеем. В гимназии мальчик увлекся поэзией, и уже в 17 лет выпустил первый сборник стихов «Бессмертная смертность».
Примерно в это время Кульман перенес тяжелую болезнь, поставившую его на грань жизни и смерти. Видимо, в итоге он слегка повредился рассудком, так как после выздоровления утверждал, что за ним везде летают два ангела. В 1670-м он поступил в Йенский университет, где ознакомился с трудами теософов Якоба Бёме и Яна Амоса Коменского. На основе их работ он создал собственное учение, иезуелитство, главной чертой которого было доверие к любым «откровениям» — снам, галлюцинациям и даже температурному бреду.
В своих сочинениях Квирин ставил под сомнение авторитет Папы и Священного Писания, предлагал объединить протестантизм, православие и ислам для войны с католичеством. Себя же он скромно именовал «Сыном Сына Божьего» и на основании «дарованных ангелами» пророчеств пытался воплотить свои идеи в жизнь.



Bavarian State Library (3)
Нетрудно догадаться, что персона Квирина не вызывала симпатии у властей, и проповедник подвергался гонениям. Хотя как поэт он некогда был признан и любим публикой. Скитаясь по разным странам, в 1678 году он добрался аж до Стамбула, где намеревался обратить в свое учение султана Мехмеда IV. До властителя его не допустили, а выгнали из страны, выдав перед этим сто ударов палкой по пяткам.
В Стамбуле мистик узнал, что в далеком Московском царстве (точнее, в Немецкой слободе) обитает немало поклонников учения Якоба Бёме. Он решил попытать счастья там. В 1687 году Квирин начал слать из Архангельска письма царям-соправителям Петру I и Ивану V. Сохранилось название обращения: «23-е сдержанное ликование из 1-й книги Соломона Вашему Царскому Величеству». Впрочем, усилия были тщетны.
Решив перейти к более активным действиям, Квирин Кульман в 1689 году отправился прямиком в Москву.
В Немецкой слободе он развернул бурную пропагандистскую деятельность и даже собрал кружок почитателей под началом купца Конрада Нордемана. Однако поэт явно переоценил собственную значимость, поссорившись с главой местных лютеран, пастором Йоахимом Майнеке. Тот, недолго думая, написал донос самому патриарху Иоакиму.
Квирина с двумя сообщниками отправили в казематы, где подвергли пыткам. Проблемой для следствия стало то, что по-русски заключенный не говорил, процесс затянулся. Причем главным интересом дознания были не убеждения Кульмана, а его возможная работа на иностранную разведку.
Квирин постоянно менял показания и поведение: то слезно просил отпустить домой, то принимался стращать ужасными последствиями для всего Московского царства, если иезуелитство не будет принято. Но незнание местных правил сыграло с проповедником злую шутку. Прояви он твердость на протяжении трех дней, мог бы спастись. В те времена на Руси был обычай — если заплечных дел мастер за этот срок не добивался от жертвы признания, ее отпускали, а к палачу на допрос отправляли уже доносчика.
Как бы то ни было, в тюрьме оккультист пропустил восшествие на престол царя Петра I. 4 октября 1689 года на Красную площадь вывели заливающегося слезами осужденного, посадили в деревянный сруб, выдали все его тома с записями, закрыли дверь и подожгли. Так закончился крестовый поход одного поэта-мистика против католичества и папы римского.