Он мог превратиться в район-призрак, но стал местом притяжения для москвичей и гостей столицы. На современной карте города легко найти территорию, которая ломает типичные представления об индустриализации. Эстетика сталинской архитектуры, арт-пространства, тихий зеленый оазис — и все это в черте одного треугольника на северо-востоке мегаполиса.
Улица Руставели и квартал Лихтенберга
Бутырский район нетрудно отыскать на административной карте Москвы: по форме он напоминает треугольник. Слева направо его пересекает улица Руставели — бывший Правый проезд Бутырского хутора. В начале этой улицы сохранилось несколько трехэтажных домов 1940-х годов. Если бы их возводили сегодня, застройка по проекту обладателя Гран-при Парижской выставки Якова Лихтенберга, очевидно, получила бы статус премиального жилого комплекса или квартала.

Public Domain
Даже в наши дни не каждый проект может похвастаться таким обилием зелени во дворах, таким простором в жилых помещениях и тем более фонтаном под окном.
«Новые жилые городки, напоминающие собой парки, хорошо спланированы, щедро озеленены, — читаем в журнале „Архитектура и строительство“ за 1948 год. — Они лишены каких бы то ни было черных дворов и всяких задворков — типичных элементов капиталистической жилищной архитектуры».


Журнал «Архитектура и строительство», 1948 г.
Яков Лихтенберг
Public Domain (2)
Импульс жилой застройке дало оживление послевоенных лет. Комплекс возвели для работников промышленных предприятий. Назывался он просто: «Жилые дома на Бутырском хуторе». При этом в ходу у жителей было еще более короткое название — «Светофор». Все из-за разных цветов фасадов. На подъезде к «Светофору» водители общественного транспорта, объявляя остановку в 2-м Гончаровском переулке, обычно в конце добавляли: «Зеленый дом». О цветах других двух домов догадаться нетрудно. Позднее, правда, все здания перекрасили в песочный цвет.
«Хлебозавод № 9»
Промзоны появились здесь еще в имперский период. В 1860-х француз Жозеф Дютфуа разместил в районе, который тогда назывался Бутырской слободой, стекольно-хрустальный завод — будущий имени Калинина. Вслед за ним немецкий купец первой гильдии Густав Лист построил рядом машиностроительный завод, который после национализации переименуют в «Борец».


Public Domain (2)
Появившиеся в 1902-м по соседству с Савеловским вокзалом промзоны начали множиться и к концу 1930-х поглотили Бутырский район почти целиком. Как раз тогда на карту нанесли Хлебозавод № 9 — один из первых автоматизированных хлебопекарных комбинатов страны. Здание сильно выделялось среди всех промышленных объектов района из-за своей цилиндрической формы. Ее определил тип конвейера хлебозавода-автомата, который появился с подачи уральского инженера Георгия Марсакова.
Именно он додумался замкнуть производственную систему в кольцо.
Снаружи такие конвейеры одевали в «чехлы» из кирпича. «Круглые» заводы Марсакова стали манифестом архитектурного авангарда: в проектах наглядно воплотился постулат конструктивизма о полном слиянии формы и функции. Сама идея была сродни экономическому чуду: за сутки такое предприятие могло поставить на прилавки до 250 тонн хлеба.

Б. Колесников / РИА Новости
Все пять московских заводов Марсакова, включая бутырский, десятилетиями обеспечивали столичных жителей мучными изделиями. Но не все выдержали приватизацию. В 2014-м Хлебозавод № 9 обанкротился. Однако снести памятник индустриального авангарда не успели: нашлись инвесторы, которые решили адаптировать чаяния римского народа под веяния времени и предложить людям больше зрелищ в условиях отсутствия хлеба.



«Хлебозавод» (3)
Так цеха бывшего завода превратились в общественное пространство, которое сегодня объединяет творческие студии, мастерские, шоурумы концептуальных брендов, офисы, точки стритфуда. Летом «Хлебозавод» превращается в магнит для творческих людей: в Котельной регулярно проходят кинопоказы, в Гостиной — ивенты всех мастей, в других пространствах — лекции, мастер-классы и большие фестивали. А с этого года — еще и ЧТИВО ФЕСТ, который объединит душевные разговоры, хорошую музыку и юмор.
Памятник плавленому сырку «Дружба» у завода «Карат»
Помимо бывшего хлебобулочного в Бутырском районе есть еще и хлебно-снековый завод — Останкинский. В 2008 году он был у всех на устах в связи с детективной историей о похищении… плавленого сырка.

Владимир Песня / РИА Новости
Происшествие случилось в январе. Тогда неизвестные украли главную часть композиции памятника сырку «Дружба», который побывал на каждой советской кухне, зарекомендовал себя в качестве популярной закуски и не покидал полок магазинов даже во времена тотального дефицита. Композицию, где герои басен Крылова Ворона и Лисица, обнявшись, держат сырок «Дружба», в начале двухтысячных распорядилось воздвигнуть перед заводом «Карат» новое руководство предприятия, разработавшего этот легендарный рецепт.
Однако через несколько лет после установки скульптуры ее главная часть — двухсоткилограммовый бронзовый сырок — исчез. Владелец «Карата» уже собирался восстановить монумент, как вдруг потеря нашлась при уборке снега возле соседнего здания — завода по производству сушек и баранок. И памятник вновь вернулся в обязательную программу туристических маршрутов.