Щупальца прогресса: локомотивы после взрыва

Услышав про взрыв парового котла на старинном поезде, многие наверняка представят себе некий полый бойлер, как на самых первых двигателях Уатта. В действительности внутри локомотива была сложная система трубок. Бабахнув, он превращался в эдакого Ктулху — к удивлению свидетелей.

State Library of South Australia

Wikimedia

Wikimedia

Первые поезда были ужасающе ненадежны и опасны. Уже в 1813 году одна из экспериментальных моделей — маленький и пузатый «Механический путешественник» Уильяма Брунтона — рванул так, что унес жизни 15 человек. 

David Hennessey / Flickr

State Archives of Florida / Florida Memory / Alamy / East News

В одной только Англии за XIX век взорвалось 122 локомотива (и всего 15 — в XX). Последняя зарегистрированная в мире авария произошла в Пенсильвании в 1995 году (к счастью, никто не погиб).

Wikimedia

Главные причины взрыва локомотивов — поломка предохранительного клапана, неправильная эксплуатация, коррозия и понижение уровня воды ниже допустимой нормы. 

Flickr

Wikimedia

Wikimedia

В некоторых случаях коллапс происходил даже не в котле, а в печи, рядом с которой работали машинисты, в таком случае последствия были еще более впечатляющие.

Nova Scotia Museum