Кельтские понты: что больше всего ценили галлы

Бахвальство, гонор, желание выделиться были для них важнейшими составляющими жизни. Греки и римляне называли их варварами, но, кажется, втайне немного восхищались ими. Они любили сражаться в чем мать родила, хранили головы врагов и могли сместить короля, если тот обижает старушку. 

Красота и драгоценности

Золотое украшение, 4 век до н. э.

«Три галльских воина». Рисунок Альбрехта Дюрера, 1521 

Public Domain (2)

По словам античных авторов, их варварские соседи уделяли особое внимание внешности. Диодор Сицилийский отмечал, что они высокого роста, как мужчины, так и женщины (спасибо мясной диете). У них очень белая кожа и светлые волосы. Природный цвет галлы усиливали, постоянно промывая пряди в известковой воде. Так что их прически походили на конские гривы, а сами они — на панов и сатиров.

Девушки уделяли много внимания косметике, подкрашивали брови, используя сок ягод. Это было настолько распространено, что один римский поэт упрекал свою возлюбленную в излишнем пристрастии к макияжу — якобы она стала похожа на кельтскую дикарку. Впрочем, сами галлы не чурались стереотипов: над растолстевшим мужчиной глумились и подвергали остракизму — разъелся, как изнеженный южанин!

Украшения тоже играли огромную роль. Археологи нашли множество ювелирных изделий из драгоценных металлов, в том числе нашейные гривны, застежки-фибулы к плащам, браслеты и золотые обувные бляшки. А еще галлы носили обручи на ногах, что казалось античным авторам верхом вульгарности. Украшалось и оружие с доспехами.

Битва (особенно нагишом)

Вождь эбуронов Амбиорикс атакует римских солдат

Кельтская боевая труба карникс

Public Domain (2)

Обладая могучим телосложением и задиристым нравом, кельты постоянно занимались боевыми упражнениями, это помогало им в набегах на соседей. Стычки были распространены настолько, что почти каждое раскопанное археологами поселение оказалось окружено оборонительными сооружениями.

Несмотря на всеобщее уважение кузнецов и даже их частичное обожествление, доспехи у кельтов были не в почете. Делали ставку не на защиту, а на яростную атаку: набегали толпой, устрашали врага гримасами, поднимали шум с помощью труб-карниксов. Согласно древнегреческому хронисту Полибию, звук на поле боя был такой, словно сама местность дрожала и исторгала его.

Для наведения страха на неприятеля самые яростные воины сбрасывали одежду, оставаясь лишь в украшениях, с оружием и щитом. Тот же Полибий, описывая сражение при Теламоне (225 год до н. э.), говорит о гаэсатах, межплеменных наемниках, стоящих в первых рядах армии в чем мать родила.

Вожди и знать использовали колесницы, хотя в те временам это уже был жуткий анахронизм. Они разъезжали перед противниками и забрасывали их дротиками, а когда метательные снаряды заканчивались, спешивались и шли в рукопашную. Возница находился рядом, всегда готовый умчать патрона от излишней опасности.

Также в межплеменных стычках могучие бойцы могли устроить личный поединок. Традиционно он начинался со взаимных оскорблений и восхвалений собственных деяний. Распалившись таким образом, сражавшиеся сходились насмерть, а победитель обезглавливал побежденного. 

Голова убитого врага

Реконструкция кельтского трофейного черепа

Public Domain

Считалась великим трофеем. По словам Диодора Сицилийского, ее привязывали к лошади, а позже использовали кедровое масло для консервации. Получившийся мумифицированный череп прибивали к своим воротам. Бывало так, что родственники погибшего пытались выкупить голову за баснословные богатства, но им нередко отказывали. Тела «своих» тоже считались сакральными: останки особо важных героев держали дома, с ними обедали и разговаривали.

Обычай, воспринимаемый античными авторами как варварство, имел глубокие религиозные корни. Череп считался средоточием души, и многие легенды рассказывали о продолжении ее жизни, пророческих способностях и даже возможности перерождения. Найдено множество каменных и деревянных имитаций — обереги для дома.

Традиция была настолько устоявшейся, что даже проникла в рыцарские романы Средневековья как литературный прием под названием «игра в обезглавливание». Суть его в том, что некое сверхъестественное существо бросало вызов герою, и когда тот проводил декапитацию противника, голова прирастала обратно. Обычно смельчак в ответ получал небольшую рану на шее и всеобщий почет.

Радикальная честность

Слава была очень важной частью жизни кельтского общества. Даже во время выборов правителя она могла сыграть решающую роль. Из нескольких достойных кандидатов им становился тот, про кого знали, что он победил в большем количестве битв и к его воротам прибито множество трофеев.

На этом фоне могли возникать конфликты и даже смертельные поединки. В древности во время пира самому известному воину выдавали бедро кабана. И если кто-то оспаривал это право, то дрались насмерть.

Также важнейшей частью авторитета человека было его слово. Даже во время суда оно у людей разного ранга весило неодинаково. Нельзя было лгать и вести себя несправедливо, это могло послужить поводом для понижения в статусе. Например, Лугайд мак Кон, предводитель древних ирландцев II века нашей эры, был изгнан собственным народом за то, что «некрасиво» поступил, отобрав у старухи забредшую к нему овцу. В итоге на престол взошел его пасынок, вынесший по этому делу верное решение. 

Барды и песни

Public Domain

Значительной властью в галльском обществе обладали поэты. Они тренировались, заучивая наизусть множество сказаний, баллад и законов. Их запрещено было вызывать на дуэль или как-то принижать.

Древнегреческий писатель Афиней Навкратийский рассказывал, что бардов брали на войну, где те восхваляли своих покровителей. Он же передает историю о вожде Ловернии, устроившем большую пирушку. Когда правитель после праздника уже отправлялся домой, прибежал песнопевец, опоздавший на все действо. В отчаянии он понесся за колесницей и так умело на бегу воздавал честь величию хозяина, что тот растрогался и прямо на месте выдал ему мешок с золотом.