Матиас Руст: невероятно везучий хулиган

Советский День пограничника 1987 года запомнил весь мир: 19-летний западногерманский авантюрист, фанат Горбачева, прилетел засвидетельствовать почтение генсеку и посадил свой спортивный самолет у стен Кремля. Как ему удалось, понять невозможно, но можно попытаться.

Peter Bischoff / Getty Images

13 мая 1987 года из Гамбурга вылетел легкий спортивный моноплан Cessna 172R Skyhawk. Он пролетел над Северным морем и приземлился на Шетландских островах. Оттуда самолет отправился на Фарерские острова. 15 мая он был в Исландии. В Рейкьявике пилот посетил то место, где встречались Рейган и Горбачев. 25 мая этот же самолет совершил посадку под Хельсинки.

В четверг, 28 мая, Skyhawk подготовили к вылету в аэропорту Малми, и в 13:21 он отправился в Стокгольм. Расстояние между городами по воздуху 400 км. Залили полный бак, 211 литров. На крейсерской скорости 188 км/ч, используя 60 % мощности двигателя, на этом можно уверенно пролететь 1200 км. Но у пилота был и дополнительный бак.

Самолет лег на курс. На 20-й минуте полета Матиас Руст, а за штурвалом был он, связался с диспетчером, сообщил, что у него все в порядке, после этого отключил радиоприборы, кроме компаса, и повернул на юго-восток, к советской границе. Cessna пропала с радаров. Поднятые по тревоге спасатели обнаружили на волнах залива масляное пятно, однако водолазы никаких следов моноплана не нашли. 

AFP / East News

Оказывается, пилот снизился до 50 метров и сбросил в воду канистры с маслом, прежде чем в 14:29 появился на экранах эстонской ПВО в районе Кохтла-Ярве, но факт пересечения госграницы не был зафиксирован. Самолет шел уже на высоте 2000 метров по коридору для пассажирских судов, поэтому его приняли за неопознанный гражданский и присвоили код «чужой». В боевую готовность привели 3 ракетных дивизиона, но приказа сбивать не было.

С военного аэродрома Тапа подняли два «МиГ-23». В 14:48 пилот одного из них увидел цель — легкомоторный самолет, но тот ушел на высоту 20–30 метров и исчез. В 14:53 радары вновь засекли цель, правда, идущую на другой высоте и другим курсом, но зато идентифицирующую себя как «свой». На этом все успокоились, тревогу отменили.

В 15:00 Матиас Руст уже был над Псковом. В это время шли учебные полеты, в небе находилось множество самолетов. 

В 15:00 обычно происходит смена кодов, но многие молодые летчики забыли это сделать, и руководитель радиотехнической группы автоматически присвоил код «свой» всему, что находилось в воздухе. В том числе и немецкому моноплану.

Не известно, мог ли об этом знать сам Руст, но он летел над территорией России довольно спокойно и даже, судя по всему, совершил посадку где-то в районе Старой Руссы. В пользу этой версии говорит несовпадение километража и времени, потраченного на полет. И еще то, что из Малми Руст вылетал в джинсах и зеленой рубашке, а прилетел в Москву в красном комбинезоне.

В районе Селигера Cessna вновь попала на радары и опять без кода. Но вместе с ней обнаружили еще семь неопознанных объектов. Они, как и моноплан, двигались по ветру и с его скоростью, поэтому были классифицированы как «неизвестные метеообразования».

Пролетая над Торжком, Руст вновь получил код «свой». Дело в том, что накануне в этих местах произошла авиакатастрофа, и в воздухе работали десятки поисковых аппаратов. Диспетчеры решили, что немец — один из них. Так нарушитель вошел в зону ответственности ПВО Московского округа. А там неожиданно поступил приказ отключить автоматизированную систему управления ПВО для проведения внеплановых профилактических работ. 

AP / East News

Изначально Руст мечтал сесть прямо в Кремле, но понял, что это место для такого не приспособлено. Тогда он решил приземлиться у Василия Блаженного. Васильевский спуск тоже в обычные дни для этого не приспособлен. Но 28 мая 1987 года было необычным: накануне на Большом Москворецком мосту убрали троллейбусные провода, а над самим Спуском — неизменные перетяжки с бодрящими лозунгами. Неудобства доставляли только гуляющий народ и снующие по мосту машины. Пришлось включить посадочные огни и сделать несколько заходов. Люди с земли махали веселому пилоту. Наконец гаишник проявил сочувствие и вручную включил красный свет, чтобы аппарат мог приземлиться. В 19:10 шасси коснулось брусчатки.

Еще одно удивительное совпадение: за несколько часов до Руста над площадью летал вертолет и делал фотосъемку. Поэтому, когда ответственному лицу задали вопрос: «Кто там у тебя летает?», лицо ответило: «Всё под контролем, идут съемки». Позже при разборе этого полета выяснилось, что все, кто должен был принять меры, реагировали на сообщение, что «на Красной площади сел немецкий самолет», примерно одинаково — с непечатным юмором. И все же менее чем через час появились компетентные люди и, разогнав толпу берущих у Руста автографы, увели хулигана к себе на Лубянку. 

AFP / East News

AP / East News

Тогда еще не было смартфонов, но по Красной площади люди в большинстве своем гуляли с фотоаппаратами. Снимков сделали, по тем временам, великое множество. Была и видео- или киносъемка, явно выполненная на профессиональные камеры: из нескольких точек, с плавным переходом от общего плана на крупный. По официальной версии, одна камера стояла на ГУМе, одна — на мавзолее, причем оператор этой камеры так растерялся, увидев самолет, что не включил мотор.

2 сентября 1987 года начался процесс над Матиасом Рустом. Подсудимый объяснил свою выходку желанием выступить посланником мира и навести мосты между СССР и ФРГ. Все обвинения в том, что дерзкий полет в действительности был тщательно подготовлен, отрицал: «Купил в магазине карту, определил направление, включил компас и полетел. Маршрут сверял по церквям, а в Москве сразу увидел Красную площадь». Хулигану дали 4 года, из них он отсидел 432 дня, вышел по амнистии и вернулся в ФРГ.