Эпоха рыцарства — это не только жестокие сражения, изобретательные казни и религиозный фанатизм, но и бесчисленные примеры куртуазности. Но откуда взялся этот поэтичный и вместе с тем строгий свод правил? И насколько он влияет на современные представления о романтике?
Слово «куртуазный» происходит от французского courtois, что означает «учтивый» или «рыцарский». Первыми подобную любовь в конце XI века воспели трубадуры — поэты-музыканты, выступавшие в богатых домах области Лангедок на юге Франции. До этого отношения между мужчиной и женщиной в христианском обществе представляли интерес только с точки зрения деторождения и брачных обетов. Чувства воспринимались как нечто опасное, а неверность подвергалась порицанию.

Joseph Martin / Album / East News
Трубадуры же представляли любовь как действо прекрасное и трагическое, непредсказуемое и непостоянное. Косвенной родоначальницей традиции куртуазности выступила герцогиня Алиенора Аквитанская, некоторое время носившая титулы королевы Англии и Франции. Чтобы отвлечь придворных от бесконечного обсуждения сражений, она начала заказывать у поэтов любовные истории, которые обрели популярность в лучших домах Европы. Из эпизодического явления они превратились в отдельный жанр. Одной из главных его особенностей стало распределение ролей. Женщина была для кавалера объектом почитания и преклонения, практически божеством в человеческом обличье.
Основной нюанс куртуазной любви состоял в том, что брачные узы больше не рассматривались как непреодолимая преграда для чувств. Измена стала неотъемлемым сюжетным элементом подобных историй. Запретная связь казалась авторам и читателям более искренней и романтичной, чем формальные союзы, которые воспринимались самими участниками как прозаичная необходимость.
Со временем граница между творчеством и повседневностью стерлась. Хитами стали не только сочинения трубадуров, но и своего рода учебники. Главный труд на эту тему так и называется: «О науке куртуазной любви». Один из его заветов — связь непременно должна быть тайной. У страсти, выставленной напоказ, мало шансов выдержать испытание временем. Любить — значит не только наслаждаться друг другом, но и хранить общие секреты.
Следующее правило гласило, что подлинный влюбленный должен быть полностью поглощен образом той, чьего расположения он жаждет добиться. Рыцарю подобает осыпать даму сердца знаками внимания: сшитыми по последней моде платьями, завораживающими драгоценными камнями, трофеями и украшениями.
Наконец, надо стремиться быть человеком, достойным взаимности прекрасной дамы. Добиваться ее — означало не только удовлетворить свои желания, но и совершенствоваться. Любовь стала восприниматься как духовный и телесный опыт, говорить и думать о котором раньше было не принято.
Уже в наше время некоторые исследователи предположили, что куртуазная любовь является исторической мистификацией. Якобы впервые такой термин начали использовать французские литераторы в конце XIX века.
Но намного важнее тот факт, что именно в Средневековье сформировался идеал любви — всепоглощающей, преодолевающей преграды и запреты, затмевающей все остальное. Образ прочно закрепился в мировой культуре, достаточно вспомнить «Кармен» Проспера Мериме или «Анну Каренину» Льва Толстого. Даже сейчас о романтике и страсти мечтают миллионы людей, никогда не слышавших о трубадурах и менестрелях.