Съедобные деньги — какао в культуре майя

Шоколад был одним из важнейших продуктов в Мезоамерике. Причем продуктом элитным. Его применяли в ритуалах человеческих жертвоприношений, использовали как тонизирующий напиток, ароматизатор для бань и даже валюту. Так богачи демонстрировали свое величие, в прямом смысле упиваясь деньгами. 

Hulton Archive / Getty Images

Судя по изображениям, пить какао на Юкатане начали еще в XIX веке до н. э. Неоспоримые же свидетельства относятся к 600 году до н. э. (керамические сосуды с его следами). Легенды и вовсе отсылают к началу времен, когда майя еще жили собирательством. По одной версии, охотник на оленей гнался за добычей и попал в пещеру, где обнаружил дерево с вкусными плодами. Три дня он радостно объедался, после чего прибыл домой, где его приняли за восставшего мертвеца: как выяснилось, он пропадал десять лет. Передав секрет какао односельчанам, охотник немедленно умер.

Другой вариант еще любопытней. Тот же герой попал в подземный мир и встретился с семьей оленей-оборотней, принудивших его производить потомство с самкой. Через некоторое время охотника отпустили с плодами какао и наказом больше не убивать зверей. Исследователи считают эту легенду отголоском перехода от охоты и собирательства к земледелию.

Как бы напиток ни появился у майя, использовался он повсеместно. Им лечили проблемы пищеварения, применяли для ароматерапии в банях. А при длительных путешествиях затвердевшие плитки помогали справляться с голодом. Испанский проповедник Бернардино де Саагун в XVI веке порицал обильное употребление какао, говоря о его опьяняющем и лишающем разума воздействии. Готовили его, смешивая с острым перцем, а также другими известными индейцам пряностями и даже кукурузой.

AKG Images / East News

Шоколадное дерево было важным символом культа умерших, поэтому его постоянно использовали в церемониях почитания предков. Напиток могли смешивать с кровью приносимых в жертву людей. Кроме того, по некоторым праздникам убивали собаку, если находили на ее шкуре пятна, напоминающие плоды какао.

Но наибольшее значение бобы имели в торговле. Купцов даже называли «людьми какао». Расплачивались обычно стручками, поэтому ожидаемо появились фальшивомонетчики, аккуратно вынимавшие ценную начинку и заменявшие ее глиной, так что на рынке принято было проверять плоды на зуб. Есть данные и о влиянии какао на математику цивилизации майя. Исходя из всегда одинакового количества зерен в его диких плодах, индейцы создали двадцатеричную систему счета и даже изобрели ноль раньше индусов.

Дань правители тоже предпочитали получать в виде какао (помимо рабов и обсидиана, конечно). Часто можно увидеть изображения царей, сидящих на огромных мешках, на которых написано число в двадцать или даже сорок тысяч бобов. Исследователи считают подобную иконографию символом баснословного богатства и могущества монарха.

Wikimedia

Испанцы оставили нам сведения о ценах на рынках майя. Кролика можно было купить за десяток, а раба — за сотню бобов. Услуги проститутки стоили восемь. Даже после краха цивилизаций Мезоамерики стручки использовали в качестве расчетного средства. В 1625 году за один реал давали двести бобов. В шахтах Таско ими выдавали зарплату, а в Гватемале еще в XVII веке стручки были разменной монетой. Конкистадоры тоже не отставали: из-за нерегулярности поставок вина из метрополии они пристрастились к воздействующему на настроение напитку. А принявшие христианство майя употребляли его во время причастия.

Такова ранняя история какао — продукта, с помощью которого в Мезоамерике можно было призвать духов и изощренно продемонстрировать богатство, буквально выпивая напиток из денег.