Никакого эпатажа: человек-пингвин в садах Кью

Лондон, 10 июня 1981 года, Королевские ботанические сады Кью. Музыкальный фотограф Дэвид Корио снимает странно спокойную сцену: человек в пингвиньей голове сидит на складном стуле, рядом — пустые места, за спиной — летний парк. Этот кадр делается для Penguin Cafe Orchestra. И именно он объяснит музыку коллектива точнее любого рецензента. Рассказываем, почему.

David Corio /Redferns / Getty Images

«Пингвин» Корио — это визуальный знак камерного ансамбля композитора Саймона Джеффса, собранного им в середине 1970-х. У Penguin Cafe Orchestra не было фронтмена в привычном смысле, их узнавали по звучанию: струнные и гармониум, укулеле и куатро, простые мелодии, которые разрастались в миниатюры на стыке минимализма, фолка и легкой авангардной игры. Первый альбом — Music from the Penguin Cafe (1976) — вышел на Obscure Records Брайана Ино; к моменту съемки в Кью группа как раз представила второй — одноименный Penguin Cafe Orchestra (1981).

Фотография фиксирует именно эту эстетику: английская повседневность чуть сдвинута в сторону абсурда. 

Складные стулья — как на летнем городском концерте. Костюм — как эмблема, вынесенная из обложек и афиш в реальное пространство. Никакого эпатажа: сидящий пингвин держит шляпу на коленях, а прохожий слева, кажется, просто идет по своим делам. И все же перед нами аккуратно разыгранная сцена про то, как камерная музыка выходит из зала в парк и спокойно занимает место среди деревьев.

Дэвид Корио — один из главных британских музыкальных фотографов конца ХХ века.

Он снимал для NME и The Face, работал с панками, регги-артистами, постпанком и новой волной. Умение оставить в кадре воздух и паузу здесь работает идеально: снимок не рекламный плакат и не репортаж с концерта, а лаконичный портрет музыки — с иронией, но без гримас.

Из этой «тихой» фотографии удобно прочитать и биографию. Penguin Cafe Orchestra выступали сидя, камерным составом, в небольших пространствах; их «пингвин» кочевал с пластинок на постеры и в сценические ходы. 

В 1980-е коллектив даст еще два альбома (Broadcasting from Home, 1984; Signs of Life, 1987), а многие их пьесы — от Telephone and Rubber Band до Perpetuum Mobile — станут цитатами рекламы, кино и телевидения. После смерти Саймона Джеффса наследие продолжит его сын Артур в проекте Penguin Cafe — и пингвин останется в строю.