Каждого москвича и гостя столицы мучает вопрос: почему бессмертный и безграничный монумент работы Веры Мухиной установлен рядом с Киностудией имени Горького, а предваряет работы «Мосфильма»? Некоторое объяснение этому парадоксу существует.

Roger Viollet / Getty Images
Всем известный монумент «Рабочий и колхозница», по замыслу изображающий «хозяев советской земли», был заказан для павильона СССР на парижской выставке 1937 года «Искусство и техника в современной жизни». Изначально планировалось, что он продемонстрирует миру размах и творческую мощь советского монументального искусства — и всё. Дальше можно подарить какой-нибудь развивающейся стране, как французы статую Свободы.
Но замысел архитектора Иофана и воплощение скульптора Мухиной произвели потрясающее впечатление. Советская экспозиция собрала 270 наград, из них 95 Гран-при, 70 золотых, 40 серебряных, 6 бронзовых медалей и более полусотни дипломов. Конкретно о монументе лестно отозвался сам Пикассо: «Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба». Услышав это, французские власти захотели купить скульптуру, но владельцы испугались продешевить и привезли творение обратно в Москву.
Привезти привезли, но надо же куда-то ставить. Хорошо, что для перевозки скульптуру не грамотно демонтировали, а грубо порезали автогеном. На то, чтобы вернуть арт-объекту изначальный художественный вид, ушло два года. Появилось время подумать, где ему быть. Предлагались различные точки столицы: Ленинские горы, Манежная площадь, Крымский Вал, звучал даже город Рыбинск. Но в 1939-м открылась ВСВХ (ВДНХ СССР, ВВЦ, ВДНХ), и скульптуру установили у северного входа, на приземистый постамент.
Экранная жизнь легендарного монумента началась в 1947 году. К тому моменту главная кинофабрика страны уже почти четверть века была без логотипа и наконец решилась объявить конкурс. Победили мощнейшие — Рабочий и Колхозница. Автор изготовила для «Мосфильма» уменьшенную копию статуи, ее и сняли в красивой подсветке с разных ракурсов.


East News (2)
Впервые новая заставка появилась перед комедией Г. Александрова «Весна» и сразу принесла картине успех — Международную премию за оригинальный сюжет и режиссуру на Венецианском фестивале. Полученный Верой Мухиной баснословный гонорар за гипсовую модель (20 000 и еще 7500 за право использовать изображение) окупился. В 1990-х наследники скульптора попытались получить через суд еще денег с «Мосфильма», но проиграли дело: все документы на использовании копии (именно копии, а не монумента) оформлены безупречно, а сама копия принадлежит киностудии и хранится в главном корпусе на законных основаниях.
При Советском Союзе заставка трансформировалась один раз, с появлением цветного изображения. В Новой России трижды. В последней редакции появилось больше золота. Возможно, это намек на золотую коллекцию «Мосфильма» и высочайшее качество выпущенных фильмов.