Перец № 30: зачетная попытка Эдварда Уэстона

Глядя на изображение, можно подумать, что оно фиксирует один из этапов работы Родена над «Вечной весной». Но все даже близко не так. Pepper No. 30, одна из самых известных черно-белых фотографий в истории, — пример абсолютной честности автора. Это действительно простой перец из овощной лавки, 30-й снимок из серии в 36.

Edward Weston / The Museum of Modern Art

Эдвард Уэстон, автор этого кадра, всерьез взялся за творческое ремесло в 20 лет и поначалу работал, как и все в то время, с мягким фокусом, создающим таинственные ореолы вокруг светлых областей, эффект дымки, марева, который скрывает мелкие недостатки объекта, что очень привлекательно для женского портрета.

Уэстон в те годы снимал в основном портрет, не в последнюю очередь потому, что этот жанр давал возможность заработать. Он открыл свое дело в 1910-м, в 24 года. Это было ателье под названием «Маленькая студия» в Тропико — тогда еще далеком пригороде Лос-Анджелеса. Но мечтал Эдвард, конечно, о большем.

На вопросы любимой старшей сестры, зачем открывать портретную мастерскую в глуши, он отвечал: «Я собираюсь сделать свое имя таким известным, что будет неважно, где я работаю». Уэстон погружался в искусство портрета все глубже и дошел до обнаженной натуры.

Постепенно он заинтересовался высокодетализированными изображениями.

Этот переход произошел под влиянием двух его муз. Хотя муз у Эдварда хватило бы на три Парнаса. «Женщины в моей жизни так же неизбежны, как приливы и отливы», — говорил мастер.

Одну из этих двух он называл первым важным человеком в своей жизни. Это Маргарет Мазер — фотограф из Лос-Анджелеса, она снимала руки, фрукты, ракушки, птичьи крылья. Вторая — Генриетта Шор, канадская художница, которая однажды заявила, что большинство снимков Эдварда — просто обнаженка, и показала ему свои работы.

Это были крупные полотна с изображением морских ракушек.

Картины потрясли фотографа, и он несколько недель подряд экспериментировал с устрицами, венерками, наутилусами. Созданная в этот период работа, которую автор так и назвал — «Наутилус», стала одной из самых известных.

По мнению знатоков, рука мастера, достигшего высот в формате ню, чувствовалась даже в натюрмортах. Конкретно «Наутилус» итало-американский фотограф Тина Модотти называла мистическим и эротичным, а директор Музея современного искусства в Нью-Йорке Рене д’Арнонкур говорил, что при виде этого фото чувствует характерную слабость в коленях.

В 1930 году Уэстон начал снимать крупным планом овощи и фрукты, среди которых наиболее интересен ему был перец. «Коробка с перцем в продуктовом магазине на углу вызывает у меня больше эмоций, чем любой другой съедобный продукт, потому что перец — это весь спектр естественных форм», признавался мастер.

В своих дневниках Уэстон пишет, что сама съемка гениального кадра длилась 6 минут.

Это время длинной выдержки, хотя его внук утверждал, что именно этот, 30-й кадр, сделан на выдержке минимум 4 часа при диафрагме 240, а подготовка заняла много часов: это эксперименты с различными фонами, освещением, ракурсами. Всего более 50 кадров за несколько фотосессий. Надо помнить, что мастер снимал не на «цифру» и даже не на пленку, на которой можно увидеть сразу 36 вариантов и выбрать лучший.

Он снимал на фотопластины. Каждую проявлял по-своему, а потом печатал позитив, принудительно затемняя или высветляя определенные участки.

Уэстон никак не мог приблизиться к желаемому совершенству, пока не придумал поместить овощ в большую металлическую воронку.

Свет, отраженный от конуса, и неожиданные тени делают изображение трехмерным. Об остальных достоинствах снимка написаны труды. Одни искусствоведы улавливали в натюрмортах Уэстона отголоски его обнаженных натур, другие — в обнаженных натурах влияние натюрмортов.

Самого же мастера такой взгляд на его произведения раздражал. Он возмущался, почему в них видят то интимные сцены и части человеческого тела, то борцов, то африканскую резьбу — в зависимости от душевного состояния. Уэстон называл это ненормальной фрустрацией, изрыганием газов сексуальной неудовлетворенности из непереваренного фрейдистского брожения. «Это всего лишь перец, — пытался урезонить фантазеров фотограф, — ничего больше. Для нечистых все нечисто».