Как есть

Предприниматель Наум Бабаев рассуждает о перспективах, которые ждут мировой рынок продовольствия.

В 2023 году мировой рынок продуктов оценивался в 9 триллионов долларов. Для понимания: эта сумма больше размера экономик Германии и Индии вместе взятых, которые на тот момент вхо­дили в пятерку крупнейших. И эта цифра продолжает расти. Ключевая при­чина — рост населения, особенно в развивающихся странах Африки, Азии и Южной Америки. Многие переезжают в мегаполис, где питаются в основном готовой едой и полуфабрикатами. Но время от времени не отказывают себе в простом удовольствии купить свежего мяса, молока или фруктов. Пищевая промышленность внимательно следит за трендами. Крупные компании инвестируют в автоматизацию и расширение производства. По разным прогнозам, рынок продовольствия будет расти на 4–6 % в год, и к 2033 году может достичь объема уже 15 триллионов долларов. В России рынок двигают в том числе активные онлайн-про­дажи и доставка. По итогам прошлого года он увели­чился на 14 % — до 26 триллионов рублей.

Один из главных продуктов в корзине любого жителя планеты — это мясо. Люди едят все больше животного белка. Уже сейчас его доля превышает 15 %. По данным ООН, в 2020 году среднестатистический житель планеты съедал 35 кг мяса в году, а в 2023-м — уже 43 кг. В России этот показатель в прошлом году достиг почти 100 кг.

Из всех этих цифр можно сделать простой вывод. К 2050 году население Земли может достичь почти 10 миллиардов человек. И тогда нам понадобится не 370 млн тонн в год (столько мяса произвели в 2024 году), а почти полмиллиарда тонн. И это по самым скромным оценкам.

Сейчас самое популярное мясо — это курица и говядина, на третьем месте — свинина. Но скоро расклад сил может измениться. В мире растет дол­я мусульман, которые свинину просто не едят. Еще миллиард людей не употребляют говядину, например индусы. Кроме того, говядина доро­жает: в октябре цены на это мясо достигли ре­корда за 65 лет, все из-за высокой инфляции и долгого цикла произ­водства.

На этом фоне мясом будущего может стать индейка. Вообще, когда мы только начинали этот бизнес, мы провели расследование. Перед нами лежали три варианта развития событий. Первый — заниматься свининой. Но, как мы говорим, это не религиозно толерантное мясо, и вообще, нам казалось, что спрос на свинину понемногу уходит. Не го­­воря о том, что это не полезное мясо.

Второй вариант — говядина. Да, вкусно, да, здорово, да, интересно. Но при этом безумно дорого. И не каждый врач порекомендует тебе есть говядину каждый день. Наконец, третий вариант — это курица. Самый доступный источник животного протеина. Но у белого мяса тоже есть ряд ограничений. И тут мы обратили внимание на индейку, которая на тот момент, например, уже была популярна в Америке и в Израиле. Индейка содержит огромное количество белка — сопоставимое с говядиной. Содержит жиры, которые по своей пользе сопоставимы с рыбными.

С одной стороны, это белое мясо — как у курицы, с другой — функциональность у нее, как у свинины: ты можешь готовить из индейки азу, шницели, гуляши или стейки. И для нас выбор был очевиден. Постепенно он становится очевидным и для потребителя. В 2024 году россиянин съедал в среднем 3 кг индейки в год, хот­я еще 10 лет назад этот показатель не подни­мался выше 700 граммов. И, возможно, уже в ближайшем будущем индейка станет основным выбором для потребителя — и в России, и в мире.