Поставить жизнь на кон ради сиюминутного уважения окружающих — это очень по-дворянски, очень в духе XIX века. Но самыми безбашенными оказались русские аристократы, они попросту не знали, что поединок может быть не смертельным. Стрелялись почти наверняка, кроваво и лихо, полагаясь на безжалостный фатум.
В феврале 1762 года император Петр III издал «Манифест о вольности дворянства», отменив обязательную военную и гражданскую службу для высшего сословия. Последствия оказались непредсказуемыми. В среде аристократии начался кризис идентичности, ведь отделять себя от низших слоев стало труднее. В итоге весь XIX век бушевала «эпидемия» дуэлей. Но почему? Формально их задача — сохранение «дворянской чести», на деле же — демонстрация главного форса военной элиты — презрения к смерти.

Sepia Times / Universal Images Group / Getty Images
Поединок мог быть назначен из-за случайного толчка, взгляда или глупой шутки. Отказаться невозможно — могли исключить из дворянского сословия и предать остракизму. И уж тем более нельзя проявить трусость на самом поединке, где часто присутствовали не только секунданты, но и зрители. Именно поэтому русские дуэли происходили в основном с пистолетами и были столь кровавы и смертоносны. Важно не показать навык владения оружием, а продемонстрировать бесстрашие перед лицом смерти. И это не фигура речи.
В Западной Европе стрелялись с тридцати шагов, что при несовершенстве огнестрела делало дуэли не столь рискованными. Русские же чаще всего проходили на 8, 10, изредка на 15 шагах, а иногда и на 3. Если учесть, что противники стреляли из пистолетов калибра 12 миллиметров и пулями весом в 10–12 граммов, раны в корпус чаще всего были смертельными. А из-за невозможности нормально прицелиться убить можно было, и не желая того. Так знаменитый бретер Федор Толстой-Американец в первой дуэли убил Александра Нарышкина, попав в живот, хотя целился в руку.
Да и условия русских дуэлей были такими, что выжить там можно только случайно. Нередко поединок шел до смертельного исхода: стреляли и перезаряжали пистолеты до тех пор, пока один не погибнет. Более того, если противник промахивался, оппонент мог потребовать от него подойти к барьеру, где убивал, стреляя практически в упор.
Еще более дикими кажутся дуэли через платок. Противники брались левыми руками за большой платок так, чтобы он закрывал им цель и по команде стреляли через него в упор. В другой вариации стрелялись, вместе держась за края выданного секундантами мужского шейного платка (обычно полтора-два метра). Еще один способ — дуэлянты стояли в свежевырытой могиле, где проигравший и оставался.
Более роковой была так называемая «американская дуэль» (хотя к Америке она не имеет никакого отношения). Противники заряжали один пистолет из двух, тянули жребий и стреляли себе в голову. Другой ее вариант — просто кинуть жребий, после чего проигравший должен был совершить самоубийство. Так утром 5 октября 1861 года застрелился генерал-губернатор Александр Герштенцвейг, поссорившийся с графом Карлом Ламбертом.
Из-за «американской дуэли» литература едва не лишилась Александра Дюма-отца. Однажды он поссорился с неким молодым политиком, вытянул несчастливый жребий, взял пистолет и ушел в темную комнату. Через несколько минут раздался выстрел… А вскоре появился сам Дюма со словами: «Господа, произошло нечто весьма прискорбное. Я промахнулся!» Дерзкую шутку оценили, конфликт был исчерпан.