Взрывы и фантастические существа, стихийные бедствия и звуки сражений — сегодня визуальные эффекты воспринимаются как неотъемлемая часть любого представления: от камерных драм до супергеройских блокбастеров. А как с этим обстояло дело четыре с лишним столетия назад, в шекспировском театре «Глобус»?

East News
Возможностей разнообразить зрительский опыт в начале XVII века было немного. Спектакли шли при естественном освещении, так что рассчитывать на изысканную игру света и тени не приходилось. Впрочем, и ожидания были другими: театр воспринимался как массовое развлечение. Толпу не интересовали технические тонкости или качество звука. Зрители громко разговаривали, дрались и справляли нужду прямо в зале.
Уильям Шекспир и его коллеги по труппе «Слуги лорда-камергера» старались сделать представление громким и ярким. С упором на это разрабатывались и спецэффекты. Например, чтобы имитировать гром, участники постановки били в барабаны или катали по полу пушечное ядро. В ход часто шли петарды из свертков плотной бумаги с порохом, которые вешали на проволоку от крыши до пола. Пиротехника шипела и искрилась, изображая вспышки молний. А в одной постановке «Фауста» актеры, игравшие чертей, набили рты «римскими свечами», чтобы показать огненное дыхание.
В июне 1613 года стремление труппы «Глобуса» впечатлить зрителей привело к пожару. Играли «Генриха VIII», посреди представления кто-то из актеров пальнул из маленькой пушки, заряженной порохом с ватой. Во все стороны разлетелись искры. Загорелась соломенная крыша, а вслед за ней и деревянные балки. Никто не пострадал (кроме одного мужичка, чьи штаны потушили с помощью пива). А вот театр сгорел. Впрочем, его отстроили и в следующем году открыли заново.
Еще одним следствием спецэффектов того времени был запах. Сера наполняла зал ароматом тухлых яиц, неприятно пахли и другие ингредиенты пороха — например, навоз. Во время эпизода с колдовством в «Макбете», когда ведьмы рассуждают про «баламутный туман», от едкого смрада разъедало глаза.
Машинерия тоже была затейливой. В полу сцены находилась дверца, откуда поднимались актеры, изображавшие призраков — например, отца Гамлета или убитого Макбетом Банко. А люк в крыше со сложным устройством из канатов позволял актерам спускаться с «небес».
Но больше всего публику радовала кровь. Все-таки соревноваться за внимание зрителей приходилось с собачьими боями и травлей медведя. Актеры прятали на теле и в нужный момент по-тарантиновски лопали мешочки с кровью животных. Делали эти мешочки из мочевых пузырей. А если эпизод был особенно кровавым, по сцене разбрасывали свиные внутренности.

Wikimedia
Может показаться, что современный театр с его техническими возможностями оставил далеко позади «Глобус» Шекспира, провонявший серой, нечистотами и кровью. Но на самом деле они не так уж отличаются. В разные эпохи успех театра в первую очередь зависел от умения предугадать ожидания зрителя и пробудить его воображение.