Судебные поединки — средневековый обычай, который превратился в шоу

Одна из самых ярких примет Средневековья — ордалии («Божий суд») — когда во время юридических споров истец и ответчик отдавали себя во власть высших сил. Например, проходя испытание раскаленным железом и водой. Но самой зрелищной формой, конечно, стало сражение. Неудивительно, что со временем оно превратилось в шоу, где при большом скоплении народа бойцы демонстрировали воинские умения. Проигравший отправлялся на виселицу, победитель зачастую получал его имущество, а толпа — развлечение и источник пересудов.

Wikimedia

01.

«Законы варваров» — истоки судебных поединков

Практика ордалий имеет древние корни. Уже в вавилонских «Законах Хаммурапи» присутствует испытание водой. Обвиненного в колдовстве бросали в реку, и, если он всплывал, обвинителя казнили, а его имущество доставалось несправедливо оклеветанному.

Судебный же поединок (в отличие от остальных ордалий) не известен ни в древнем Вавилоне, ни в римском праве, ни в англосаксонских законах. А вот в «варварских правдах» германских народов эта норма присутствует. Считалось, что высшие силы даруют невиновному победу. Очевидно, так общество давало шанс сильным и умелым воинам быть оправданными — уж очень они были полезны для социума.

В Leges Barbarorum («Законах варваров») бургундов, франков, алеманнов и других германских народов присутствовали разные формы судебного поединка. Например, в Lex Alamannorum он назначался, если две семьи спорили о границах земель. Проигравшая сторона лишалась территории и выплачивала штраф.

02.

«Прогулка по острову» — правосудие у викингов

В раннем Средневековье этот обычай особенно ярко проявился у скандинавов. Здесь он был известен как хольмганг, «прогулка по острову». В военизированном обществе решение спорных вопросов судебным поединком напрашивалось само собой. Изначально хольмганг получил название от небольшого острова, на который высаживались поединщики. Позже площадкой могла стать шкура принесенного в жертву быка, плащ со стороной в три метра или перекресток дорог. Иногда бились до смерти, позже до критического повреждения трех щитов, выдававшихся на бой. Более сильный воин мог заменить своего неспособного драться друга.

Женщины также могли отстаивать свои права в судебном поединке. Для уравнивания возможностей такой хольмганг проводился по особым правилам. Мужчину-поединщика опускали в узкую яму, доходившую до пояса и не дававшую возможности самостоятельно выбраться. В иных случаях его левую руку привязывали сзади к поясу.

Постепенно хольмганги из ритуального судебного поединка превратились в возможность узаконенного грабежа. Опытные воины предъявляли права на землю, имущество или женщин и убивали вызванного, обогащаясь на законных основаниях. Именно из-за таких эксцессов хольмганги были запрещены: в 1006 году в Исландии, в 1014-м — в Норвегии.

03.

Поединки у средневековых простолюдинов

Однако обычай не умер, возродившись в немецких вольных городах XV века. Те подчинялись не местному феодалу, а императору Священной Римской империи, что давало особые привилегии, в том числе юридические. Важную роль имел судебный поединок между горожанами.

Один из подобных боев описывает историк Альфред Хаттон в книге «Меч сквозь столетия. Искусство владения оружием». Место действия — город Валансьен (сейчас Франция). Два гражданина при огромном стечении народа устроили кровопролитное шоу, на котором присутствовал даже герцог Филипп с сыном, графом де Шароле.

Портной по имени Жакотан Плувье обвинил другого портного по имени Мао в убийстве своего родственника. Так как Мао утверждал, что лишь оборонялся, был назначен судебный поединок. На рыночной площади возвели круглую арену и завели туда спорщиков. Стража внимательно следила за тем, чтобы зрители соблюдали тишину. Участникам обрили голову и одели их в плотно прилегающие комбинезоны из дубленой кожи, оставив ноги босыми. После этого одежду смазали салом, а в рот каждому дали по куску сахара, чтобы не так хотелось пить.

В качестве оружия Жакотан и Мао получили деревянные палицы, а для защиты — треугольные щиты, которые они, как простолюдины, надели острой стороной вверх. По сигналу портные бросились в бой. Мао, более мелкий и слабый, швырнул в лицо противнику горсть песка и огрел по голове дубиной. Рассвирепевший Плувье набросился на врага, сбил с ног, ткнул его в глаза, пробил голову и выбросил противника через ограждение за пределы круга. Палач, присутствовавший на поединке, тут же вздернул побежденного на виселице.

Чаще всего в подобных поединках простолюдинам даже не давали щита, считалось, что это оружие исключительно благородных. Тем не менее такие битвы были настолько популярны, что когда в XV веке вышел учебник по фехтованию знаменитого немецкого мастера Ханса Тальхоффера, в нем немало советов относилось именно к судебным поединкам.

Любопытно, что внушительный блок советов посвящен боям супругов. Мужчина, судя по изображениям, так же, как и при хольмганге, стоял по пояс в яме. Вооружение разных полов отличалось. Супруг пользовался деревянной дубиной, а вот женщина получала кистень в виде чулка, в который был завернут камень.

Описания под изображениями донесли до нас некоторые приемы семейных сражений. Например, женщина, освобождаясь от захвата противника, придавливала корпусом его дубину к земле и душила чулком. В иной раз она вынимала соперника из ямы и также душила. Мужчины не отставали в кровожадности: один из приемов — прижать соперницу к себе и воткнуть в яму головой вниз.

Столь яростное течение битвы неудивительно, проигравшие расплачивались жизнью. Женщины живьем отправлялись на костер, а мужчин вешали или обезглавливали. Несмотря на подобные жестокости, поединки были очень популярны, ведь в них простолюдины практически уравнивались с благородными, для которых бой был частью жизни. 

04.

Как сражалась аристократия

Для феодалов судебные поединки были частным случаем общей традиции рыцарских вызовов. Неоднократно знатные воины вызывали на бой своих коллег, в случае победы получая почести и вознаграждения. Нередко это превращалось в настоящее шоу. При огромном скоплении людей строилось ристалище, где бойцы сходились, вооружившись по последнему слову военной науки. Лучшие оружие и доспехи превращали суд в ярмарку тщеславия. За поединком следил король или герцог, готовый в любой момент остановить кровопролитие, бросив на поле свой жезл.

Один из первых подробно описанных судебных поединков благородных произошел 11 августа 979 года в Священной Римской империи. Геро, граф Альслебен, был обвинен саксонским воином Вальдо в преступлении, суть которого до нас не дошла. Император Оттон II Рыжий назначил судебный поединок.

Яростно набросившись на противника, Геро дважды серьезно ранил его мечом в шею, но был оглушен тяжелым ударом, после чего не смог продолжать поединок. Победитель снял доспехи и покинул ристалище, но раны его были настолько тяжелы, что он вскоре умер. Вышла затруднительная ситуация: Геро проиграл, а значит должен быть наказан, но победитель мертв. В итоге граф Альслебен был обезглавлен, а этот случай еще долго вспоминали по всей Германии.

Не менее знаменитой стала история последнего судебного поединка во Франции, прошедшего в Париже в декабре 1386 года. Рыцарь Жан де Карруж обвинил Жака Ле Гри, приближенного графа Алансонского, в изнасиловании своей жены Маргариты де Тибувиль. Так как продолжительные слушания в Парижском парламенте ни к чему не привели, король Карл VI Безумный назначил судебный поединок.

Перед боем рыцари восседали на конях, но как только маршал подал сигнал к атаке, оба соскочили на землю и набросились друг на друга. Ле Гри удачным ударом меча пронзил бедро противника, но не стал расширять рану, а вытащил клинок. Кровь хлынула на арену, и зрители содрогнулись. Несмотря на ранение, Жан не потерял присутствия духа. Он воскликнул: «Сегодня мы разберемся с нашей ссорой!» — бросившись на противника. Схватив Жака левой рукой за шлем, он притянул соперника к себе и, отступив, ловко бросил на землю, а сам упал сверху.

Придавив Ле Гри тяжестью своего тела в полных доспехах, де Карруж неоднократно требовал признаться перед судьями в изнасиловании, но Жак упорствовал. Тогда обвинитель нашел слабое место в латах обвиняемого и заколол его мечом. Труп Жака Ле Гри по обычаю передали палачу, тот повесил убитого за пределами стен Парижа, на Монфоконе, огромной каменной виселице, построенной в XIII веке.

05.

Судебный поединок трусов и глупцов

Впрочем, судебная дуэль не всегда была кровавой трагедией. Иной раз все превращалось в фарс. К примеру, в 1537 году два завзятых болтуна, сир де Сарзе и сир де Веньер, распускали небылицы о трусости сира де ла Тура в битве при Павии. Король Франциск I призвал их к ответу и, так как они обвинили друг друга во лжи, потребовал судебного поединка, чтобы выяснить, кто же обманщик.

Так как оба мастера болтать языком оказались трусами и посредственными бойцами, вооружилась они по полной. Тело и бедра защищали латы, руки — кольчуга и латные перчатки. Голову прикрывал шлем-морион, оставляющий отличный обзор. Гораздо интереснее выбор оружия. Де Веньер взял две рапиры, по одной в руку. Примеру последовал его соперник.

Когда в городе Мулин установили арену и сам Франциск I пришел, чтобы увидеть поединок, выяснилось, что бойцы горазды только молоть языком. Парные рапиры — редкое сочетание оружия, очень сложное в обращении. Поэтому оба соперника представляли жалкое зрелище, пытаясь изобразить что-то на арене под неодобрительный гул толпы.

Отчаявшись, они избавились от рапир и выхватили кинжалы, но тут разочарованный король бросил на ристалище жезл, прекращая поединок. Де Сарзе и де Веньеру было приказано помириться, а их репутация оказалась окончательно испорчена.

Судебные поединки в Европе долгие столетия служили правосудию, а после запрета никуда не исчезли, превратившись в собственных антагонистов — беззаконные дуэли. Пользуясь тем, что они проводились тайно, противники прибегали к уловкам, хитростям и подлости, невозможной для судебных поединков прошлого. Но это уже не столько история шоу, сколько история понтов.