В контакте: уникальная советская техника для слепоглухих

Сфера обучения и интеграции слепоглухих в жизнь общества всегда держалась на энтузиазме людей, глубоко преданных своему делу. В СССР таких было немало. Благодаря им появлялись уникальные образовательные методики, заведения, успешно их применяющие, и замечательные устройства, позволяющие общаться и познавать мир тем, кто испытывает с этим определенные сложности. О некоторых из них рассказываем в рамках совместного проекта ЧТИВА и «ГЭС-2» к III Междисциплинарной конференции «Исследуя сообщество глухих». 

Два человека могут понять друг друга без слов. Даже непроглядной ночью. И без шрифта Брайля. Но как быть нескольким собеседникам, которые не видят и не слышат друг друга? В разные времена и в разных государствах находили разные решения. В Советском Союзе этому вопросу посвящена весьма примечательная страница истории. В стране всеобщей грамотности и бесплатного образования она связана именно с обучением. Обучением слепоглухих детей.

Игорь Михалев / РИА Новости

Оппонент педагогической системы Макаренко, профессор Иван Соколянский занимался этим вопросом с 1930-х годов. На тот момент уже были известны некоторые специальные технические средства индивидуальной коммуникации для слепоглухих. Например, переговорный диск, простейшая конструкция: на вращающуюся плоскость нанесены знаки шифта Брайля и соответствующие им буквы кириллицы. Зрячий собеседник поворачивал диск так, чтобы под пальцем слепоглухого собеседника оказался нужный рельефный знак. По такому же принципу работала переговорная перчатка: рельефные знаки располагались внутри ладонной стороны, а кириллица — снаружи. Зрячий нажимал на буквы, и они «отпечатывались» на ладони собеседника. Недалеко от этих двух приспособлений ушел и механический коммуникатор Соколянского. Отличие в том, что при нажатии клавиш — на гладкой поверхности выступали «штырьки Брайля».

архивы И. А. Соколянского (Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение»)

В 1940-х устройство усовершенствовали. Оно стало электромеханическим и получило название телетакторный телефон. Это были два пульта, соединенные многожильным кабелем, на каждом — шестиклавишная клавиатура, тактор со штырьками и шестиламповое световое табло. Плюс по сравнению с предыдущими коммуникаторами существенный: можно не только «говорить», но и «переговариваться». Однако минус тоже есть — оба собеседника должны знать шрифт Брайля.

По большому счету, все перечисленные устройства легко заменить пальцем и ладошкой, если использовать палец как карандаш, а ладонь как бумагу. Этот простой способ объединяет все преимущества: можно беседовать, не надо знать специальной азбуки, он ничего не стоит.

архивы А. И. Мещерякова (Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение»)

Прорыв случился в 1960-х. В Загорском интернате для слепоглухих детей решили применить усовершенствованный телетактор Соколянского. Центральный пульт педагога соединили с десятью пультами учеников, но поняли, что он не обеспечивает необходимую обратную связь. Так в недрах лаборатории, возглавляемой доктором психологических наук Мещеряковым, родился телетактор прямой, обратной и взаимной связи ТЕПРОИВС. Теперь клавиатуры для набора были и на пультах учеников. В качестве вызывного устройства использовали вентиляторы, подсоединенные к каждому пульту: учитель нажимал кнопку, и поток воздуха сообщал ученику, что тот должен отвечать. Новый прибор позволил всем в классе читать тактильно ответ товарища и участвовать в обсуждении. 

архивы А. И. Мещерякова (Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение»)

В результате сотрудничества Загорского интерната с Владимирским педагогическим институтом и Лабораторией изучения и воспитания слепоглухих детей НИИ дефектологии АПН СССР с 1968 года в детском доме начали использовать «Специализированный класс». Это два подковообразных стола с центральным пультом, к ним подключены десять индивидуальных пультов. На центральном помимо брайлевской клавиатуры есть обычная. Это позволяет вести занятия педагогу без специальной подготовки. Предусмотрена приставка, записывающая всю информацию магнитным способом, чтобы учащиеся при необходимости могли повторить урок несколько раз. Световой строчечный индикатор позволял зрячеслышащим и слабовидящим глухим воспринимать информацию визуально. Желающий выступить сообщал о себе посредством системы кнопок и вибраторов. С помощью такого аппарата можно было даже проводить комсомольские собрания и диспуты.

Однако все эти устройства выдавали информацию по одной букве, но и та исчезала, как только появлялась следующая. А ведь восприятие текста у всех людей работает одинаково, независимо от зрения и слуха. Все мы схватываем слова по опорным точкам — сигналам. Поэтому следующее устройство — «Комплект брайлевских строк» — выдавало уже не букву, а строку из 24 шеститочий. На обычном телетакторе буква в шеститочии держится при нажатой клавише. В строчном знаки не исчезают, пока не будет напечатана вся строка.

Сергей Субботин / РИА Новости

В этом приборе также предусмотрено магнитное записывающее устройство для повторного «прослушивания» и световое табло, дублирующее брайлевский текст в плоскопечатном изображении. Слепоглухие получили возможность читать тактор так же, как читают брайлевские книги. Благодаря магнитной записи аппарат позволял повторно пробежать пальцами по написанному, чтобы лучше усвоить текст.

Следующим «шагом к общению» стала «Система двусторонней связи с радиоподзывом».

В ней использовалась двухпроводная связь. На центральном пункте можно было набирать текст либо шестью клавишами с кодом Брайля, либо на обычной клавиатуре. Три индивидуальных пульта имели только клавиши с шеститочием. Это уже и переговорное, и дистанционно-сигнализирующее устройство. Оно позволяло с помощью радиоподзыва послать слепоглухому сигнал о начале общения по двусторонней связи.

архивы А. И. Мещерякова (Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение»)

На центральном пульте находился передатчик, представлявший собой генератор токов высокой частоты, нагруженный на индукционную петлю. Петля опоясывала двор детского дома по забору. При нажатии кнопки генератора — внутри петли возбуждается электромагнитное поле, через магнитную антенну приемника импульсы поступают на реле, оно приводит в движение штыри тактора в браслете на запястье вызываемого, и он понимает, что надо подойти к ближайшему переговорному пульту.

Буквенно-цифровой световой индикатор устройства позволял зрячеслышащим и слабовидящим глухим воспринимать информацию, не прибегая к шеститочиям. «Систему двусторонней связи с радиоподзывом» активно использовали, чтобы подавать команды во время зарядки. Она была незаменима, когда слепоглухой катался на велосипеде, на коньках или на лыжах. Система помогала координировать передвижение группы слепоглухих.

Над тем, чтобы у слепоглухих появился весь этот арсенал, разработчики трудились более 40 лет.

Сегодня устройства, помогающие полнее воспринимать мир, появляются с невероятной скоростью. Это и смартфоны с возможностью подключения рельефно-точечных дисплеев, и умные трости, и сканеры, переводящие плоскопечатное изображение в рельефное, и прибор, который трансформирует сигналы с видеокамеры в электрические импульсы и передает их через язык в мозг, а там они распознаются как визуальные.

Но даже использование приборов из арсенала Загорского детского дома, которые на фоне современных кажутся каменными топорами, дало потрясающие результаты. Как минимум четверо выпускников интерната поступили в высшее учебное заведение, а двое из них — Александр Суворов и Сергей Сироткин — защитили докторскую и кандидатскую диссертации соответственно.

Заслуги Ивана Соколянского (дважды осужденного большевиками, один раз — при царе) и Александра Мещерякова (ветерана ВОВ) страна признала только в 1981 году. Оба получили Государственную премию СССР. Посмертно.

МУМУ. Действие четвертое. Дүртенче акт

Ежегодно участники постоянной программы «Глухие и звонкие» в ГЭС-2 ставят спектакль «МУМУ». Все спектакли документальные и всегда разные, потому что разговор о сообществе и культуре глухих не имеет финальной точки и не дает однозначных ответов. На сцене истории рассказывают актеры театрального кружка для глухих, слабослышащих и слышащих детей глухих родителей. В основе всех спектаклей — истории представителей сообщества глухих, собранные в рамках лабораторий в Доме культуры «ГЭС-2».

Предыдущие постановки «МУМУ» были о том, что глухие люди — не немы, они имеют голос, отстаивают право на выбор общаться на звучащем или жестовом языке, не боятся встретить непонимание со стороны слышащих. О проблемах коммуникации внутри сообщества и с обществом слышащих, а также о забавных и даже комичных ситуациях, которые возникают при этом.

«Действие четвертое. Дүртенче акт», созданный в партнерстве с Музеем-заповедником «Казанский Кремль», рассказывает о любви, семейных традициях и сложностях выбора в пользу себя или другого. В числе его сюжетов есть и история любви одного из выпускников Загорского интерната, того самого Сергея Сироткина — кандидата философских наук. Он познакомился с девушкой Надеждой, глухой-слабовидящей, и наладил общение с ней благодаря коммуникатору, похожему на те, что использовали в его интернате, но передающему информацию не шеститочиями, а азбукой Морзе. О том, как все началось и каким было продолжение, в постановке рассказывает сама Надежда.

Камилла Султанова (2) 

Читка пьесы «МУМУ. Действие четвертое. Дүртенче акт» пройдет в рамках III междисциплинарной конференции «Исследуя сообщество глухих» 19 октября.