Бал Ротшильдов: под маской нереальности

12 декабря 1972 года замок Шато-де-Феррье недалеко от Парижа стал декорацией для одного из самых странных и легендарных светских вечеров XX века. Баронесса Мари-Элен де Ротшильд, хозяйка с театральной жилкой, позвала друзей не на банкет, а в сон наяву. Приглашения печатали задом наперед — прочитать их можно было только в зеркале. На лестницах горел оранжевый свет, официанты встречали гостей в масках кошек. Казалось, что залы дышат, а замок перестал быть домом и стал оптической иллюзией.

Шато-де-Феррье 

Мари-Элен знала толк в эффекте. Ее собственный образ вошел в хронику — золотая маска-олень со слезами из бриллиантов покрывала лицо так, что больше походила на вторую кожу. Считается, что маску или ее детали могла выполнить знаменитая художница Клод Лаланн, ведь многие ее работы украшали поместье Ротшильдов. Это фото стало эмблемой бала и самой баронессы — женщины, которая сделала маску символом власти.

Барон и баронесса Ротшильд

Список гостей выглядел как глянцевый альбом эпохи. Одри Хепбёрн пришла в головном уборе-клетке с живыми канарейками — эскиз придумал ее друг Юбер де Живанши. Сальвадор Дали, конечно, не упустил шанс быть собой — он весь вечер играл проводника в потустороннее. Барон Алексис де Реде, коллекционер и завсегдатай парижских салонов, выбрал маску из зеркальных осколков: в ней отражались лица окружающих. На фотографиях видна и актриса Мариза Беренсон, и другие персонажи светской хроники. 

В тот вечер каждый был частью постановки, и чем смелее образ, тем точнее он совпадал с атмосферой.

Даже еда играла роль декорации. В одном зале на столах лежали блюда, стилизованные под глаза, в другом — рыба, сшитая металлическими нитями. На десерт подавали пирожные-черепа, которые таяли на языке. Вино лилось рекой, но бокалы и освещение делали его похожим на алхимический эликсир. Все это не ради демонстрации богатства, а ради погружения: зрители сами становились актерами, а костюм был пропуском в общий сон.

Фотографии бала сегодня легко найти в подборках «самых безумных вечеринок века». И у каждой есть ореол тайны. Считается, что снимки сохранил и частично обнародовал сам барон де Реде. В конце 1970-х он поссорился с Ротшильдами из-за финансовых вопросов, и тогда кадры, которые семья предпочла бы оставить в личных архивах, оказались на страницах газет и журналов. Ротшильды называли барона «сумасшедшим», а сам он вскоре обанкротился. 

Но именно благодаря этому скандалу фотографии приобрели ореол запретного.

Кадры бала регулярно сравнивают с фильмом Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами» (1999). Там тоже — закрытое общество, маски, ритуалы, ощущение, что реальность на ночь сменила лицо. Не случайно экстерьеры фильма снимались в английском особняке Ментмор, построенном в XIX веке самим семейством Ротшильдов. В том же году замок Феррье и его интерьеры оказались в кадре у Романа Полански в «Девятых вратах». Сцена черной мессы там выглядит как эхо того самого бала: те же тени, та же архитектура, которая будто создана для мистических постановок. Миф только рос.

Одри Хепбёрн

В 2000 году американский радиоведущий и конспиролог Алекс Джонс проник в закрытый калифорнийский клуб Bohemian Grove и снял «Кремацию гнетущей заботы» — ритуал с масками, факелами и гигантской совой. Критики называли его фантазером, но традиция летних сборов элиты и символика «совы» была задокументирована задолго до него. Сравнение с балом Ротшильдов всплывает каждый раз, когда речь заходит о том, как сильные мира используют знаки и театральность.

Что все это значило для самих Ротшильдов? 

Для династии, которая веками управляла не только финансами, но и культурными символами, вечер в Феррье стал идеальной витриной. 

Деньги превращались в декорации, маски — в язык, а эстетика — в способ показать, кто задает правила. Баронесса Мари-Элен, умеющая собрать за одним столом аристократов, художников и банкиров, фактически поставила спектакль о современном мифе.

Слухи про «сатанинские оргии» и «тайные знаки» сопровождали бал с первых же дней. Но факт остается: перед нами не светская сплетня, а один из самых влиятельных перформансов XX века. Фотографии той ночи не выглядят архаикой — в них есть ощущение пророчества. В них зафиксирован момент, когда реальность решила примерить маску. И оказалось, что ей идет.

Все фото:
Public Domain