Дредноуты — бесстрашные корабли без единой победы

Почему гигантские военные суда стреляли далеко, но редко попадали, могли победить любого, но избегали боя, и отчего кайзер запрещал им выходить в море без его личного разрешения. 

Вода — это жизнь. Как для человека, так и для любой страны. Она поит и кормит. Водная артерия — самый удобный торговый путь. Перекрой ее, и государство запросит пощады. Поэтому, конечно, свою воду надо беречь и защищать. Значит, надо строить боевые корабли. Но существуют ли в этом деле пределы разумного?

Harris & Ewing Collection

26 июня 1897 года империя праздновала 60-летие королевы Виктории. В честь юбилея британский флот устроил грандиозный парад. Сто шестьдесят пять военных кораблей, в том числе 21 эскадренный броненосец I класса и 25 броненосных крейсеров растянулись кильватерным строем на десятки километров. Еще столько же военных судов Ее Величества несли в этот день боевое дежурство. На тот момент это была величайшая морская мощь на земле.

Но всего за 8 следующих лет большинство из этих кораблей порезали на металл, чтобы 10 февраля 1906 года в Портсмуте спустить на воду линкор нового поколения — «Дредноут». Тогда это был самый современный и самый дорогой механизм. В этот день началась великая дредноутная лихорадка.

Сразу же свой линейный корабль такого класса стала строить Германия. Но ее опередили США. Британия спустила на воду еще два суперлинкора. Немцы — тоже два. Американцы не отстают. И пошло-поехало-поплыло: Бразилия, Аргентина, Чили, Италия, Франция. В каждой стране эти корабли имели свое имя, но, как все подгузники стали называть памперсами, так и линкоры экстра-класса — дредноутами. Так будем называть их и мы, чтобы не путаться.

Что же это были за корабли? К примеру, тот самый британский «Дредноут» поднимался выше пятиэтажного дома над уровнем моря. Это без надстроек, труб и мачт. Пушка главного калибра весила больше, чем все орудия флагманского линкора Victory в Трафальгарском сражении. Двенадцатидюймовые снаряды (это примерно диагональ среднего ноутбука) весом 390 кг (5 боксеров первого тяжелого веса) летели на 30 км (от Кремля до Лобни, до Пушкино или до Дедовска). Он развивал скорость 40 км/ч (ну, это понятно, но для такого судна по воде очень даже неплохо).

И вот из-за таких морских чудовищ началась настоящая лихорадка. Эпидемия. А эпидемии, как показывает история, посещают планету перед войной. И та началась. Первая мировая. Прекрасный повод не просто поиграть мускулами, а проверить их истинную силу. В свете нашей истории из всех битв этого глобального конфликта нас интересует Ютландское сражение — единственное в истории серьезное противостояние дредноутов. И оно было довольно странным.

Пользуясь шахматной терминологией, военный флот тех времен можно представить так: миноносцы — пешки, легкие крейсеры — слоны и кони, линкоры — ладьи, дредноут — ферзь. Но эти ферзи практически в течение всего сражения держались на безопасном расстоянии от поля битвы, как шахматный король после рокировки.

Оно и понятно. Вдруг такие деньжищи пустят пузыри — пойдут на дно? Это крейсеры с миноносцами можно топить пачками — их на верфях штампуют быстро, да и задешево (разумеется, все относительно). А ведь сколько таких боеспособных и практичных слонов-пешек было пущено на металл, чтобы слепить немного ферзей! 

George Grantham Bain Collection / Library of Congress (2)

Битва была жаркой, с множеством интересных тактических решений, с геройством и подвигами. Но участвовали в ней ладьи, слоны да пешки. На доске складывалась патовая ситуация. Всем было понятно, что исход сражения зависит от прямой схватки дредноутов, но при этом оба противника изо всех сил старались сохранить своих ферзей, берегли как зеницу ока. Канцлер вообще запретил крупным судам выходить в море без его личного согласия. Партия так и закончилась вничью. Суперлинкоры обоих флотов без потерь вернулись на базы, хотя по несколько раз и выстрелили друг в друга. Деликатно. Чтобы не разозлить соперника и не получить от него царапину.

Ну вот, о достоинствах этих гигантов практически все сказано. Теперь о недостатках. Начнем конкретно с того английского «Дредноута». Похоже, конструкторы были так уверены, что к их творению никто не подойдет на пушечный выстрел (а это, напомним, 30 км), что на броню для надводной части особо не тратились. Это хорошо, случая испытать ее так и не представилось. Зато отлично защитили от торпед и мин.

Кстати, о пушечном выстреле. В те времена единственным прибором для корректировки орудия был матрос-комендор, смотревший с мачты вслед снаряду. На тридцать километров тогда даже цейсовские бинокли не очень хорошо работали. К тому же именно на этом корабле смотровая мачта находилась между двух труб. Из них валил дым. В общем, понятно. Немецкие конструкторы эту ошибку врага учли, но установили пушки так низко, что при большой волне стрелять из них оказалось не очень удобно. Даже бесполезно.

Были у всех дредноутов, от Огненной Земли до британских морей, и общие проблемы. Турбины работали неустойчиво и поглощали невероятное количество топлива. Управляться с разнокалиберной артиллерией было весьма сложно. Качественная подготовка экипажа занимала чрезвычайно много времени и сил. И самое главное: дредноуты слишком быстро устаревали. Как бы стремительно инженерная мысль ни рождала новые идеи эффективного убивания солдат и порчи вражеской техники, оперативно внедрить их на таком гиганте, как дредноут, невозможно. Для этого лучше подходили те самые боевые суда, которые в огромном количестве были пущены под нож ради этих колоссов.

Эпилог. По всему миру дредноуты, так и не нюхавшие пороху, постепенно списывали в утиль. Что касается кайзеровского флота, то часть немцы затопили сами, часть поделили между собой победители. Так сверхдредноут «Остфрисланд» достался американцам. Те вытащили его в океан и стали отрабатывать на нем авиаудары. Справедливости ради надо сказать, что он геройски продержался несколько дней.