Как по нотам: шахматные партии Сергея Прокофьева

Произведения русского советского композитора исполняют лучшие коллективы и артисты мира, в том числе Робби Уильямс, Стинг. Его музыка звучит в картинах Эйзенштейна, Диснея, Вуди Аллена. Но почти так же, как за фортепиано и дирижерским пультом, он был велик за черно-белой доской. 

Сергей Прокофьев за работой, 1948

РИА Новости

Прокофьева называют русским Моцартом. Моцарт написал «Симфонию № 1» в 8 лет, Прокофьев свою первую оперу, «Великан», — в 9. Она рассказывала о двух отважных юношах, защищавших прекрасную девушку от страшного гиганта. Это произведение до сих пор ставят на сценах по всему миру. В «Автобиографии» Прокофьев упоминает свою первую из сохранившихся музыкальных рукописей: на «скверной желтой бумаге» — нотации польки, вальса, марша и незаконченной шахматной партии. Все это записано в 7 лет.

Первые композиции на клетчатой доске будущему великому композитору показал приехавший в гости троюродный брат. Способности Сережи в дебютах и миттельшпилях проявились так же быстро и ярко, как за фортепиано: уже через две недели он обыграл своего наставника. Современники сходятся во мнении: Прокофьев настолько любил шахматы, что вполне мог забросить музыку и посвятить им жизнь. К счастью, зарабатывать, передвигая пешки, в начале прошлого столетия умели очень немногие «игровики» — настоящей профессией это не считалось.

Тем не менее великий музыкант часто говорил, что больше всего не любит проигрывать в шахматы. 

В 13 лет, уже в статусе композитора, Прокофьев поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, где одним из его учителей стал большой поклонник шахмат Николай Андреевич Римский-Корсаков. Член «Могучей кучки» всячески поощрял параллельный интерес юного студента, который старался участвовать в любых спонтанных турнирах не только Петербурга, но и Москвы, следил за партиями сильнейших мастеров и даже придумывал новые виды шахмат. Например, вариант с шестиугольной доской и такими же полями. Страсть к обновлению древней игры осталась с композитором надолго. Уже в 1930-х годах он сформулировал идею «девятерных шахмат» и составил правила новой игры для двух соперников на 9 досках с 9 комплектами фигур.

юный Прокофьев за шахматами, 1905

9-летний Сергей с либретто своей оперы «Великан», 1900

РИА Новости (2)

К середине первого десятилетия прошлого века Сергей Прокофьев стал постоянным читателем шахматного раздела в журнале «Нива». Он начал играть в организованных редакцией турнирах по переписке, запрашивал в издании адреса французских и немецких шахматных журналов. Пытливого поклонника заметил редактор отдела — сильнейший шахматист России Михаил Чигорин. Он порекомендовал музыканту немецкий еженедельник Deutsches Wochenschach и пригласил энтузиаста из консерватории на следующий «нивский» сеанс.

К сожалению, Михаил Чигорин умер от осложнений диабета в январе 1908 года. В 1909-м на петербургском мемориале первого российского шахматиста, участвовавшего в матче за звание чемпиона мира, Сергей Прокофьев сразился в сеансе одновременной игры с одним из своих кумиров — Эмануилом Ласкером. Студент дал действующему чемпиону мира 5-часовой бой и закончил партию вничью.

Выступление Прокофьева против «шахматного короля» признали триумфом, а сам композитор на радостях купил двух щенков и дал им клички Ласкер и Тарраш.

«Фортепианный футурист» называл шахматы «музыкой мысли» и уверял, что многие мелодии приходят на ум во время увлекательных партий.

Санкт-Петербургский турнир гроссмейстеров 1914 года стал бенефисом кубинского гения Хосе Рауля Капабланки. Сергей Прокофьев не пропустил ни одной игры. Он и до этого часто отменял ради интересных матчей репетиции и выступления, был абсолютно сражен техникой Капабланки и вместе с другими посетителями Шахматного собрания задался вопросом: бросит ли молодой мастер вызов монументальному Ласкеру. 

В дневниковых записях тех лет Прокофьев признавался: «Мне хотелось бы сравнить этих двух столпов шахматного мира с двумя гениями мира музыкального: Моцартом и Бахом. И если сложный, глубокий Ласкер мне представляется величественным Бахом, то живой, стремительный Капабланка — вечно юным Моцартом, творившим с такой же легкостью, а порой и милой небрежностью, как и Капабланка».

Сергей Прокофьев в США, 1918

Library of Congress

16 мая 1914 года Прокофьев сыграл против Капабланки в трех сеансах. Две партии проиграл, а в третьей одержал ошеломившую всех зрителей победу.

«Я сделал ход, — вспоминал Прокофьев. — Капабланка хотел ответить, но вдруг остановился, усмотрев ловушку. Постоял, подумал и отдал мне фигуру — иначе он спастись от ловушки не мог. […] Моя победа над Капабланкой произвела сенсацию». 

В период с 1916 по 1924 год Хосе Рауль Капабланка не проиграл ни одной официальной партии, за что получил от журналистов прозвище «шахматный автомат». В апреле 1921-го он отобрал корону чемпиона мира у Ласкера. Хосе Рауль не позволил титану шахмат, защищавшему титул на протяжении 27 лет, победить ни в одной из 14 партий.

Мастером игры, который сверг Капабланку с трона в 1927 году, стал Александр Алехин. С ним Сергей Прокофьев подружился около 1916-го в Санкт-Петербурге на квартире будущего актера, театрального режиссера и шахматиста Константина Рауша. Результаты стихийных матчей Прокофьева и Алехина, разумеется, нигде не запротоколированы, но в том, что они были увлекательными, сомневаться не приходится. 

Следующей звездой на всемирном шахматном небосклоне стал блистательный Михаил Ботвинник. Сергей Прокофьев не раз соперничал с ним на сеансах в Москве. 6-й чемпион мира в своей книге отзывался об этих встречах так: 

«Сергей Сергеевич страстно любил шахматы. Мне несколько раз приходилось встречаться с Прокофьевым за шахматной доской. Творческое лицо Прокофьева как шахматиста отличалось большой непосредственностью: обычно он играл на атаку и проводил ее остроумно и изобретательно — защищаться он явно не любил». 

Library of Congress (2)

С Ботвинником, Капабланкой и Прокофьевым связан один забавный эпизод. На международном Ноттингемском шахматном турнире 1936 года Ботвинник и Капабланка заняли 1-е и 2-е места. К дружбе с великим композитором Прокофьевым оба гроссмейстера относились ревностно и до крайности внимательно. Ботвинник вспоминал:

«Естественно, после окончания турнира я получил от Сергея Сергеевича поздравительную телеграмму. Тут же у портье вижу кубинца и показываю ему телеграмму — Капабланка бледнеет и криво улыбается. Действительно, какая обида — Прокофьев его не поздравил… Но через два часа Капабланка меня разыскал и, сияющий, показывает свою телеграмму. Прокофьев, конечно, послал их одновременно, но телеграфистки в Москве решили, что первым поздравление великого композитора должен получить советский шахматист». 

Михаил Ботвинник стал первым советским чемпионом мира по шахматам. Он выиграл в 1948 году турнир шести претендентов на титул, который остался вакантным после смерти Алехина.

Сергей Прокофьев провел 18 лет в заграничной «командировке» и вернулся на родину в 1936 году. К этому моменту в артистических кругах сильнейшим шахматистом считался его близкий друг, гениальный скрипач Давид Ойстрах. По оценке специалистов, тогда два товарища играли примерно на уровне 1-го советского разряда. 

Равенство сил, творческий темперамент, взаимная симпатия, умноженные на принципиально разные подходы к тактике, сделали их поединки феерически легендарными.

Поэтому в 1937 году руководство московского Центрального дома работников искусств (ЦДРИ) организовало открытый шахматный матч Прокофьев–Ойстрах. Москва была увешана афишами, увидеть знаменитых музыкантов стремились как любители шахмат, так и все столичные меломаны. Попасть в зал считалось практически невозможным.

РИА Новости

Устроители запланировали десять партий, но из-за гастролей Ойстраха было сыграно только семь. На матч установили оригинальный регламент: сделав ход, шахматист должен исполнить фрагмент прокофьевского марша из оперы «Любовь к трем апельсинам». Каждый соперник старался сыграть его как можно быстрее — поэтому музыкальные паузы пришлось сразу отменить. Однако другое условие матча спортсмены перевыполнили. По заявленным правилам победитель получал приз Клуба мастеров искусств, а проигравший давал в ЦДРИ концерт. В итоге на сцене выступили оба шахматиста. 

Что до матча, то победу в нем с минимальным счетом 4:3 одержал Ойстрах. Итоги подвел Михаил Ботвинник: «Это была борьба характеров: порывистый Прокофьев, воспитанный в духе дореволюционных русских шахмат (он играл королевский гамбит и прочие открытые дебюты, безрассудно стремился к атаке), и осторожный, хладнокровный Ойстрах, современный шахматист (он предпочитал закрытые начала; не рисковал и обладал достаточно высокой техникой). Давид Федорович легко выиграл матч».

Сергей Прокофьев и Давид Ойстрах на репетиции, 1938 

РИА Новости

Прокофьев скончался 5 марта 1953 года в московской коммунальной квартире дома № 6 по Камергерскому переулку. Ему был 61 год. В этот же день умер Иосиф Сталин, и уход великого композитора остался почти незамеченным.

11 декабря 2016 года в Москве, у дома, где Сергей Сергеевич провел последние шесть лет жизни, открыли памятник работы Андрея Ковальчука. Прокофьев представлен прогуливающимся по Камергерскому переулку со стопкой нот из оперы «Игрок». На прикрепленной к мостовой табличке сказано: 

«Великий русский музыкант. Один из самых исполняемых в мире композиторов, пианист, дирижер, выдающийся шахматист…»