Легенда об этом одиозном царе — самая «денежная» среди античных. По форме она сказочная, а по сути — рефлексия на тему экономики, богатства, материализма и столкновения культур. При желании в ней даже можно углядеть метафору инфляции.
Удивительнее всего в мифе о Мидасе то, что этот человек действительно существовал. Сохранились ассирийские летописи VIII века до н. э, в которых он указан как Мита, правитель царства Мушки. В других источниках его именуют царем Фригии (ныне Центральная Турция). В общем-то, все это рядом и изрядно перемешано географически, так что путаница понятна. Его страна процветала, и огромные богатства монарха, судя по всему, подтолкнули греков к созданию очередного мифа о том, как боги карают за жадность.

Palais Fesch
В 1957 году археологи из Пенсильванского университета под руководством Родни Янга вскрыли гробницу гигантского царского кургана в Гордионе, некогда столице Фригии. Усыпальница появилась примерно в 700 году до н. э., то есть в то же время, когда умер царь Мидас. Иначе говоря, очень вероятно, что здесь погребен именно он.
В гробнице был накрыт поминальный стол на 200 персон.
Бронзовые тарелки и кубки имеют следы еды и вина. Здесь явно состоялось прощальное пиршество. Богатство тризны и роскошная мебель наверняка навели бы какого-нибудь эллина на мысль, что тут похоронен человек, чьи сокровища получены неестественным или божественным путем.


Погребальная камера царя
Dick Osseman
Гробница Мидаса
Public Domain
Еще одно подтверждение существования Мидаса было найдено относительно недавно, в 2019 году. Турецкий фермер, выкапывая оросительный канал, наткнулся на стелу с древними лувийскими письменами, которые сообщали о победе хеттской армии над войском Мидаса из Мушки. К слову, царь и вправду прославился благодаря не слишком удачным военным кампаниям: воевал с киммерийцами, был побежден и бесславно погиб.
В общем, даже без мифической подоплеки личность любопытная. Но именно благодаря легендам его образ сохранился в веках. Согласно наиболее известной, Мидас пленил сатира Силена, самого старого и мудрого из свиты Диониса. Как именно — не очень понятно. Кажется, довольно мирно: Силен либо уснул после возлияний, и его принесли во дворец слуги царя, либо Мидас поймал сатира на живца, поставив у себя в саду фонтан, из которого лилось вино.
Человек и сатир подружились, Силен во время возлияний открыл Мидасу множество тайн природы.
Что, впрочем, не защитило правителя от глупейшего поступка. Дионис в ту пору вел завоевательный поход на Индию (что тоже крайне странный миф). Но битвы кончились, и он был рад по возвращении встретить своего несносного потерянного Силена целым и невредимым благодаря Мидасу. Бог пожелал исполнить любую просьбу царя.
Дальнейшие события широко известны. Мидас попросил дар золотого касания и радовался ему, как дитя, превращая в драгоценности ветки и камни, колонны дворца и яблоки. Но возмездие оказалось почти мгновенным: сев за пиршественный стол, несчастный обнаружил, что и еда, и вино превращаются в золото. Обреченный на голодную смерть, он молит Диониса вернуть все как было.

Суд над Мидасом
National Gallery
Драматизма добавляет история о том, что в золото превратилась дочь Мидаса, которую он обнял. Правда, эта часть мифа — хоть и уже устоявшаяся в массовой культуре, но поздняя вставка. Ее придумал в XIX веке американский классик Натаниэль Готорн. Разжалобленный Дионис снял заклятье — для этого Мидасу пришлось окунуться в воды реки Пактол в Малой Азии. Якобы с тех самых пор там находят золотой песок — отголосок мифа.
Другая легенда чуть менее известна. Согласно ей, царь вызвался судить спор между Аполлоном и Паном. Первый играл на кифаре, второй — на свирели. Мидас посчитал мелодичнее звуки свирели, за что Аполлон превратил его уши в ослиные. До конца жизни правителю приходилось носить огромный тюрбан, чтобы скрыть их. Только царский брадобрей знал секрет. Мучимый тайной, он рассказал ее земле, та передала все тростнику, а тот, шурша, «разболтал» на весь мир.
Любопытно, что основной миф о Мидасе касается экономических реалий Античности.
Можно сказать, что это попытка рассмотреть их через призму мифологического сознания. Греки двойственно относились к благам. С одной стороны, богатство — это хорошо, с другой — грубый материализм им претил. Здесь явно прослеживается мышление жителя полиса: чтобы встать во главе, нужно что-то отдать согражданам, подкупить их как минимум своей харизмой.
А вот жизнь и политику восточных царей эллины не понимали, считали противоестественной. Немыслимые богатства деспотов вызывали отторжение с явной долей зависти. Феномен инфляции наверняка становился понятен, когда какой-нибудь очередной восточный царь пытался утопить Средиземноморье в золоте. Возникало два вопроса: откуда такая прорва драгоценностей (неужели замешана магия и боги?); а затем — почему золото так стремительно теряет свою ценность?

Walter Crane


Ответ из мифа, в общем-то, близок к ответу экономиста: сломавшийся баланс сил, недальновидность правителя и даже неестественность его колоссального богатства. В итоге Мидас стал воплощением тех черт, которые греки связывали с восточными деспотиями: жадность, материализм, неумеренность в возлияниях и попытки торговаться даже с силами природы. Недаром он выбирает все приземленное: грубый дар золота, свирель вместо кифары, пьяницу Силена в качестве наставника.
По легенде, Мидас умер, выпив бычьей крови. Возможно, это тоже какой-то символ. А может, просто общая для греческих мифов тема, связанная с одиозными правителями. В конце концов, тот же яд погубил фараона Псамметиха, Ганнибала и Эсона, царя Иолка.












