Монстр-траки: тестостерон и визг колес

Трюки на чудовищных тачках — феномен, охвативший США в 1980-е годы и не ослабевающий до сих пор. Это многомиллиардная индустрия с фанатами по всему миру, готовыми днями напролет наслаждаться одним лишь видом гигантских машин. А уж если те заводят могучие двигатели, начинается и вовсе неистовая феерия.

Исторически сборка монстр-траков была гаражным хобби энтузиастов. В 1970-е годы обрел популярность mud bogging — гонки в грязи на внедорожниках, которые устраивали по пересеченной местности владельцы пикапов. Для большей проходимости они модифицировали свои машины, устанавливая более мощные двигатели и гигантские колеса.

Bradley Kanaris / Getty Images

Пионером в этой области был инженер Боб Чендлер из Сент-Луиса. В 1974 году он купил для езды по грязи Ford F-250 и, прикинув перспективы, вместе с другом основал мастерскую Midwest Four Wheel Drive, где занялся тюнингом внедорожников.

Bigfoot Боба Чендлера

BigfootFan

Свой пикап, получивший прозвище «Бигфут», он довел до совершенства.

Bigfoot давит автомобили

Bettmann / Getty Images

Поставил двигатель мощностью 1400 лошадиных сил, 120-сантиметровые колеса и укрепил всю конструкцию. На этом монстре Чендлер агрессивно гонял по округе и покорял самые глубокие ямы с грязью.

Bigfoot на стадионе Pontiac Silverdome

Tim DeFrisco / Getty Images

В 1979 году Боб Чендлер записал на видео, как его Bigfoot давит старые автомобили. Эта шалость трансформировалась в нечто грандиозное. Запись увидели рекламщики и пригласили Чендлера повторить трюк на стадионе Pontiac Silverdome перед 70 000 зрителей. Успех был настолько оглушительным, что положил начало новому шоу-формату.

Rob Bixby

1980-е стали эпохой взрывного роста популярности монстр-траков.

United States Air Force

Первое время их выпускали на арену в качестве разогрева перед теми же гонками по грязи или соревнованиями по перетягиванию тракторов (Tractor Pulling). Однако уже через пару лет появились битвы между самими гигантами.

Tim DeFrisco / Getty Images

Eduardo Parra / Getty Images

На смену обычным, хотя и модифицированным пикапам пришли машины, собранные с нуля на специальных трубчатых рамах — монстр-траки стали более прочными и управляемыми. Тогда же начали состязаться в размере колес. В итоге дошли до предела — 167 см в диаметре. Естественно, это лишь добавило зрелищности и эмоций.

Monster Jam

Paulo Guereta

В 1992 году корпорация Feld Entertainment, продюсировавшая всевозможные массовые мероприятия в США, систематизировала разрозненные события с монстр-траками и создала организацию Monster Jam. Субкультура превратилась в глобальную бизнес-индустрию.

Anadolu / Getty Images (2)

Сегодня Monster Jam — это и грандиозное шоу, и спорт.

Bradley Kanaris / Getty Images

Есть гонки на выбывание, соревнования по мастерству вождения на двух колесах, фристайл, где монстр-траки за отведенное время выполняют сальто, прыжки и прочие трюки.

NurPhoto / Getty Images

Зрелище захватывает дух. Ревущие двигатели в полторы тысячи лошадиных сил поднимают пятитонные махины в воздух, после чего те, сделав кульбит, приземляются на здоровенные колеса. Со стороны выглядит так, будто траки не тяжелее перышка, но этот «стальной балет» требует от водителей невероятных умений.

picture alliance / Getty Images

Сегодня, помимо выступлений в США и Канаде, туры Monster Jam регулярно проводят в Европе, Австралии, Мексике, на Ближнем Востоке и в Азии. Организация зарабатывает не только на мерче и медиатрансляциях, но и на вечеринках для фанатов. За деньги им предлагается посетить так называемые Pit Parties, где можно вблизи посмотреть на монстр-траки и поболтать с водителями.

Фото сверху:

Bradley Kanaris / Getty Images