Традиция женить и выдавать замуж усопших существует на планете не одну тысячу лет. Родственники умерших холостыми спешат связать их брачными узами, считая это необходимым, чтобы душа упокоилась с миром.

China Photos / Stringer / Getty Images
В Китае обычай «призрачных свадеб» связан с представлениями о загробной жизни. Древние китайцы верили, что человек, умерший одиноким, не сможет обрести покой: его дух будет тревожить живых родственников и жаловаться на свою судьбу. Считалось, что души супругов воссоединяются после смерти и продолжают существовать вместе, а если умерший не успел вступить в брак, семья должна найти ему партнера, который тоже покинул этот мир. Одиноким мужчинам подбирали мертвую невесту, незамужним женщинам — умершего жениха. Полагали, что самостоятельно обрести пару в загробном мире невозможно, поэтому «сватовством» занимались живые.
Церемония напоминала обычную свадьбу, но со своими особенностями. Семья невесты требовала выкуп и давала приданое — сделанные из бумаги дома, одежду, украшения и даже бумажных слуг. Все это сжигали во время обряда. Возраст и происхождение невесты имели значение — родственники нанимали мастеров фэншуй и духовных посредников, чтобы выбрать подходящую пару. Ритуал проводили либо в доме жениха, либо в храме. Самая важная часть — перезахоронение.
Кости молодой жены переносили в могилу мужа, и начинался свадебный пир.
Если «брачующиеся» только-только умерли и еще не погребены, их сразу хоронили вместе.

Иногда «призрачная свадьба» нужна была и живым. По китайскому обычаю младший брат не должен жениться раньше старшего, поэтому семьи погибших проводили церемонию, чтобы живой сын мог вступить в брак, не навлекая на себя гнев усопшего брата. Антрополог Лукас Шварц отмечает, что в прошлом этот ритуал выполнял еще одну функцию: останки незамужней женщины нельзя было похоронить в семейной усыпальнице, поэтому брак становился способом «ввести» ее в новую семью. Таким образом, «призрачные свадьбы» помогали не только упокоить души мертвых, но и наладить социальные связи между живыми.
Сегодня власти Китая официально запрещают проводить подобные обряды как противоречащие современным представлениям о морали.
В крупных городах традиция практически исчезла, но в центральных и северных провинциях — Шаньси, Шэньси и Хэнань — ее продолжают соблюдать. Правда, ритуал столкнулся с дефицитом «невест». Политика «одного ребенка», действовавшая в Китае с 1979 по 2015 год, привела к значительному демографическому перекосу: мальчиков рождалось заметно больше, чем девочек. Спрос на тела умерших женщин резко вырос, что в некоторых регионах привело к появлению криминального бизнеса. Любители наживы все чаще стали похищать тела похороненных девушек и продавать их семьям покойных мужчин. Власти активно борются с этими преступлениями, но полностью искоренить их пока не удалось.

ASSOCIATED PRESS / East News
Сходные традиции существуют и за пределами материкового Китая. На Тайване семьи незамужних женщин выставляют на дороге красные пакеты с фальшивыми деньгами, прядью волос или ногтями умершей и ждут, пока их заберет мужчина. Тот, кто это сделает, считается «женихом» и обязан провести церемонию, иначе его будут преследовать неудачи. Позднее он может жениться на живой женщине, но умершую почитают как первую супругу.
В Японии практикуют другой способ: родственники не ищут мертвого супруга, а покупают ритуальную куклу, она символизирует «духовного партнера» для умершего. Такие куклы стоят от 100 до 400 долларов и продаются не только в храмах, но и в магазинах. Этот обычай появился уже в XX веке как способ помочь родственникам справиться с утратой и избавить умерших от «одиночества».
Аналогичные ритуалы известны и в Африке, например, в Южном Судане. Если мужчина племени нуэр или атвот умирал бездетным, одна из жен его брата «выходила за него замуж». Рожденные ею после этого дети считались наследниками покойного — но только если тот владел скотом.