О чем думает один из самых ярких артистов страны, прошедший путь от народных мудростей до народной любви? В личном разговоре выяснил главный редактор ЧТИВА Сергей Минаев.
Сергей Минаев: Как ты думаешь, почему столько сказок снимают сейчас?
Сергей Бурунов: Может быть, люди устали. Они постоянно думают о том, как жить дальше. Хочется, понимаешь… Как сказать? Тактильности какой-то, теплоты, семейности, какой-то красоты — вот сказки именно.
Ты сейчас сказал «тактильность». Ты знаешь, что сейчас возвращается популярность виниловых пластинок по всему миру?
Серьезно?
Да! Это объясняется тем, что людям хочется тактильности, хочется потрогать. Люди хотят туда, в ламповое прошлое, где все было спокойно, хорошо и гарантированно.
Ну, видишь, я, наверное, правильно говорю.
Слушай, ну ты же большой интуит, поэтому, конечно, ты все это чувствуешь. Иначе как бы ты играл?
Ой, я очень большой интуит, и это моя беда. Хоть бы поменьше — может, и спал бы спокойнее.
Я знаю, что ты очень аккуратно выбираешь проекты. Ты в процессе работы лезешь в сценарий? Ты говоришь режиссеру: «Ой, эту х*** я играть не буду, давайте перепишем; здесь неточно, я хочу точнее»? Или ты уже не правишь ничего на площадке?
Слушай, ну лучше, чтобы продюсеры не стояли и не тыкали тебе пальцем в часы, как у меня обычно. Не закатывали глаза, не цокали языками, потому что виноваты же всегда артисты во всем. Зачем давать такой повод? Я стараюсь, конечно, договариваться на берегу.
Во время работы над сценарием.
Во время обсуждения, да. Ну либо на площадке, если есть время, если что-то нелогично, если это абсолютная какая-то дичь, которая не по правде. Поэтому бывает, конечно, но чаще в процессе обсуждения. То есть нет такого, что я скажу: «Нет, эту х*** я не буду играть». Если скажу, то на берегу. Во время производства уже не будет на это времени.

Сорочка и ботинки, все — Maag
Смокинг, Gabriele Pasini (Bosco di Ciliegi)
Для читателей хочу отметить: может возникнуть ошибочное мнение, что Бурунов — актер с диктаторскими замашками. Но я-то тебя знаю близко, ты человек ранимый.
Никакой не диктатор, нет.
Ты это делаешь, потому что тебя царапает.
Конечно.
Скажи мне, пожалуйста: режиссеры или сценаристы, которым ты, допустим, говоришь: «Так в жизни не бывает», они с тобой соглашаются или отвечают: «Слушай, Серег, ну хорош, у нас уже все обсчитано, ну зачем ты начинаешь?»
И такое было, да. Я не зря там повыше сказал про закатывание глаз. «Ну нам надо снимать, что теперь делать?» Стискиваешь зубы и что-то исполняешь, потому что ты же исполнитель. Как сказать? Ты пластилин. Но если есть такой момент, что это совсем пи***, я этого делать не буду. Я не хочу выглядеть в кадре мудаком.
Да, авторы (про кого ты говоришь) часто обижаются, но приходим к какому-то компромиссу. У меня разные ситуации были в моей, не побоюсь этого слова, творческой жизни. Но я просто не допускаю таких ситуаций, потому что это все для меня губительно и сильно меня дестабилизирует. Ни о каком творчестве потом уже не может идти речи, потому что это жутко портит настроение.
Я человек в этом смысле гиперчувствительный.
Вообще, если у артиста настроение испортилось — то всё, творчество закончилось. Если я ответил на твой вопрос…
Да-да, ответил вполне. Это очень логично. То же самое, знаешь, какому-нибудь футболисту привязать к ноге гирю и сказать: «Ну иди, бегай 45 минут, что ты».
Да. «Мы считаем, что так лучше». Ты говоришь: «Это гиря, я не смогу с ней играть, не смогу чеканить, на голову принять. Это больно, у меня голова разобьется» — «Ну почему вы так уверены, Сергей?» — «Да потому что я этим, сука, 30 лет занимаюсь, а ты бормашинами раньше торговал, вот в чем дело». Потому что сейчас в творческий цех пришло очень много людей из совсем других профессий.
Я хочу с тобой поговорить о популярности. Я тут встречался с большим рекламным агентством. Они обсуждали бренд-амбассадоров для разных видов деятельности: для банков, для мобильных операторов. Звучит твоя фамилия — Бурунов. Говорят, Бурунова вообще все любят.
Я спрашиваю: «А что значит „Все любят“? Почему? Он известный артист комедийного жанра или у него просто лицо известное?» Они говорят: «Нет. Мы делаем соцопрос, и там напротив Бурунова всегда слово „доверие“». Ты слышал когда-нибудь об этом? Как тебе вообще со всей этой всеобщей любовью живется?
Это очень хороший вопрос. Да, я слышал один раз. Как-то мой знакомый посмотрел «Полицейского с Рублевки» и сказал: «Я понял твой феномен! Ты знаешь, у тебя лицо власти, которой хочется доверять».
Это гениально абсолютно.
Вот он мне такую вещь сказал. А доверие… Может быть, действительно у меня лицо какое-то народное. Может, зрителю понятны эмоции, которые я испытываю в том же «Полицейском с Рублевки». Вот этот гнев, эта ярость, эта классовая ненависть к этому мажору Измайлову. Понимаешь, о чем я? Может, это как-то отозвалось.
А с этой любовью… Я никогда не предполагал, что такое будет. Не то что не мечтал, я даже себе не представлял, что когда-то вообще случится такая популярность, а тем более народная любовь, как ты говоришь.

Куртка, брюки, все — Maag
Сереж, это не популярность. Популярность может быть у жопы даже, если ее часто по телевизору показывать.
Согласен.
Это прям любовь. Любовь и доверие. Это гораздо больше, чем популярность.
Да. Честно признаюсь, я долго не мог это принять. Да и сейчас где-то, бывает, не принимаю и не понимаю, что с этим делать. Очень выросла зона ответственности за то, что ты делаешь. И это действительно тревожит, потому что люди от тебя чего-то ждут. Ты должен что-то выдавать, чтобы их радовать. А выдавать ты уже, например, не можешь, потому что твой арсенал навыков и возможностей уже исчерпан. Ты начинаешь буксовать. Ты понимаешь, о чем я?
Ты даже не представляешь, насколько я это понимаю.
Это как в боксе: раз, и нокаут! Потому что всегда найдется кто-то быстрее, мастеровитее, хитрее, и тебе опять надо тренироваться десять лет. А как? Уже силы не те, уже полтинник сейчас перевалит, и смерть-то уже не за горами. И что с этой ответственностью делать, с этой народной любовью? Я не знаю. И вот с этим живешь и начинаешь более избирательно подходить к ролям. Раньше как-то безответственно снимался, потому что «Ух ты, снимают, ура!», и был этому счастлив. Сейчас уже по-другому на это все смотришь. Ответственность выросла. И конечно, стало более одиноко, что ли.
А что значит «более одиноко»?
Понимаешь, ты не можешь жить как обычный человек: пойти в магазин, куда все ходят; пойти в парк погулять. Тебе приходится через своего директора жизнь планировать, чтобы сходить в ресторан. Поехать отдыхать нужно обязательно в какой-то отель, чтобы тебя поменьше разрывали на сувениры. «Ой, а это вы? Здрасьте. А фоточку разрешите? А мы думаем, вы, не вы. А очки вас не спасут, и кепка тоже. Давайте фотографироваться!»
Приходится от всего этого изолироваться.
То есть всю жизнь мы в этой профессии ищем одобрения, признания, любви, а с приходом этого признания, одобрения, народной любви ты становишься все более одиноким.
Конечно, нельзя сказать, что мне это неприятно. Безусловно, приятно. Да и, честно говоря, я почти никогда не отказывал. Один раз мы провели эксперимент: в Красной Поляне на подъемнике, и за пару часов прогулки по дождю и туману со мной сфотографировались 216 раз.

Поло, Tombolini (Bosco di Ciliegi)
Куртка, футболка, все — Maag
Ты сейчас сказал — вот, полтинник, смерть не за горами. Ты часто вообще об этом думаешь?
Последние года три уже практически каждый день начало… как бы это помягче сказать, поинтеллигентнее? Разъе***вать, вот. Меня перестало удовлетворять то, чем я занимаюсь; перестало радовать, что я собой сейчас являю. Ну как бы для чего я вообще живу, чем я вообще занимаюсь, на том ли я месте, зачем я здесь?
Я понимаю, что сейчас уже сколько там осталось активных лет? Ну, лет двадцать? И как-то буксует всё.
Давай об этом прям серьезно поговорим. Почему я тебе задаю этот вопрос? Это вопрос не журналиста, не твоего приятеля, но человека, которому 50 лет (в этом году мне исполнилось). Я себя разъе***ваю этим долгие годы: что у меня синдром самозванца…
Ой, у меня каждый день!
…Что это все незаслуженно и так далее. Но тем не менее… Понятно, у тебя, наверное, были неудачные роли, как у каждого из нас были какие-то неудачные вещи. Но глобально, за что ты с себя можешь спросить? Где ты сильно ошибся, не то сделал?
Все быстро как-то пролетело. Все носился, носился тридцать лет, все пытался доказать, что я не говно (всем, кому-то, себе). Потом возникает мысль: «А тем ли я вообще занимаюсь? И нужно ли было это кому-то доказывать? Зачем?» А радости нет от этого, счастья какого-то. И как бы раз, и ты понимаешь: «А осталось-то лет двадцать». Эти годы пролетят.
Я по-другому начал смотреть на время. Уже не просто дни летят как секунды, а года летят как часы. И страшно становится от того, что все это пролетит, блин, и гвоздика в бутылочке, рамка с черной полосочкой с твоей фотографией и грустная передача по Первому каналу. И всё!
Сереж, а что бы ты хотел, на самом деле? Ну поставят тебе, может быть, памятник.
Я не думаю, что мне это будет как-то важно. Да что хотелось? Ну хотелось, чтобы близкие как-то ценили и поддерживали. Но, к сожалению, мои близкие, мои родные почему-то не ведут себя как родные! Вот это парадокс. Я не понимаю почему.
Что значит «не ведут себя как родные»?
Слушай, я вырос в классической советской, дисфункциональной семье, где в порядке вещей было осуждение, критиканство, эмоциональное и физическое насилие. Понимаешь?
Ну, я это видел.
Я через это прошел. Не поддерживают, не общаются, не радуются твоим успехам, не звонят, не пишут. Вот как-то всю жизнь так. Не как родные! Чужие даже себя так не ведут.
Нас со стороны человек сейчас послушает и скажет: «Он ох***ел, что ли, Бурунов? И Минаев ему еще сидит поддакивает. Один из самых высокооплачиваемых актеров плачет, что его не поддерживают. А за что его поддерживать? За жопу, что ли, его поддержать?»
Да, угу. Ну пусть говорят. Они же думают, что мне вот эта высокооплачиваемость упала с неба. Они же не знают, какой ценой я к этому пришел! Что я отдал за это лучшие годы своей жизни, свое здоровье, я потерял самого близкого человека, когда нужно было ему помогать, а я работал.
Я расплатился за это своим личным счастьем: у меня нет детей, нет семьи. Я все отдал ради того, что сейчас имею.
По-моему, это слишком большая цена, чтобы говорить мне о том, что я ох***л и чтобы поддерживать меня за жопу.
Я знаю. Я помню, что у тебя все эти истории и проблемы со здоровьем были. Это все плоды безумной работы на съемочных площадках.
Конечно. Был и психиатр, и психотерапевт. Я все время был на какой-то терапии, пил таблетки. Я про снотворные знаю все, про антидепрессанты. Это у людей, понимаешь, стереотипы, что я просыпаюсь и жру лобстеров.


Поло, Maag
Пиджак, Tombolini (Bosco di Ciliegi)
Брюки, Gabriele Pasini (Bosco di Ciliegi)
Поло и свитер, Maag
Брюки, Gabriele Pasini (Bosco di Ciliegi)
Пальто, Eleventy (Bosco di Ciliegi)
Не так. Сначала ты идешь в туалет по дорожке, выложенной 100-долларовыми купюрами.
Это обязательно. Минимум 100-долларовые. И желательно новые, синие, не старые! Потом обязательно лобстер, и не замороженный, а свежепойманный, с доставкой самолетом.
Или как мне написали про одно интервью. Меня ведущая спрашивает: «Вы чувствуете себя богатым человеком?» Я говорю: «Ну, понятие богатства у всех разное». Она спрашивает: «Вы можете себе позволить Mercedes AMG?» Я говорю: «Ну, в кредит, наверное, могу». И в комментариях пишет какой-то человек: «Да пи***т он, лысый х***! У него в Сочи две яхты и два „гелика“ стоит, я видел!»
А почему две яхты и два «гелика»?
Я тоже хотел бы его спросить: «Почему две-то? Зачем? Где, покажи!» Он скажет: «А вы перегнали их, всё, они не на вас записаны».
Да-да-да. Давай вернемся к твоим мыслям о будущем, к твоей ранимости, к тому, как жестко ты спрашиваешь с себя. Вот условно, что бы ты хотел за следующие 50 лет сделать? Не знаю, сына родить или Гамлета сыграть? У тебя какой-то идеальный мир есть?
Ты знаешь, я бы хотел восстановить свое здоровье (ментальное и психофизическое). У меня есть мечта: научиться спать нормально, чтобы высыпаться, и чтобы хватало сил и желания на все то, о чем ты говоришь. Пока у меня основная цель — прийти к какому-то здоровому состоянию. Поправить все то, что я все эти годы тщательно и целенаправленно уничтожал, забывая обо всем (и о себе в том числе). Мечта — это здоровье и, конечно, обрести какое-то семейное счастье, все-таки попробовать обрести семью, понять, что это такое. И, наверное, сыграть главную роль в своей жизни — роль отца. Потому что времени осталось мало. Ну если, как говорят, Бог даст.
Сереж, мне кажется, ты будешь прекрасным отцом.
Почему ты так думаешь?
Потому что ты очень трогательный человек. Я твою внутрянку чуть-чуть знаю. Ты будешь любить своих детей, будешь ими заниматься. Просто видно, что ты такой.
Ну я травмированный очень (понимаешь, какая штука?). Поэтому мне кажется, я буду параноидальным отцом.
Тебе недодали, и ты будешь компенсировать в ответ. Это очевидно. Твои дети будут максимально избалованы.
Ну посмотрим. Пока, видишь, Бог не дает. Очень много страхов в этом смысле. С годами я привык быть один, привык к определенному комфорту, в том числе финансовому. А все-таки семья… По моим наблюдениям, семья требует серьезных эмоциональных и финансовых затрат.
Ну, я думаю, это ты себе позволишь с легкостью. Скажи мне, пожалуйста, на что ты тратишь деньги? Сейчас я сформулирую. Ну вот у женщин есть много игрушек. Сумки, туфли, какие-то там костюмы.
Украшения.
Да. У мужиков таких игрушек, глобально, не очень много. Ты чем себя радуешь? Чем себя вознаграждаешь?
Ну вот уезжаю в какие-то путешествия. Как-то так получилось, что из-за этой круговерти съемок я ни хера нигде не был, и вот только сейчас начал мир познавать. Стараюсь как-то восстанавливать себя. На массаж хожу, в баню, спорта много у меня сейчас. Мне все «Оземпик» приписывают, а я, как дурак, на диете сижу и в зал хожу. Мотоциклы еще люблю.
Сколько у тебя мотоциклов?
Два.
И ты ездишь на них?
Стараюсь, да.
Куда ты гоняешь на мотоцикле?
Слушай, а как придется. Если кто позовет, если сложится оказия, то едем в какое-то путешествие. Вот в 2023 году по Кавказу, по Северной Осетии мы прекрасно прокатились с ребятами.
Ты отдыхаешь за рулем мотоцикла?
Какое-то время да, но потом устаешь. А бывают моменты, когда ты едешь: прям дорога, небо, солнце, и наступает момент такого… Ну, как это люди называют? Счастья, наверное. Ты понимаешь, что в этот момент ты действительно счастлив. Ветер, ты, мотоцикл и мир, с которым ты ощущаешь единение.

Вопрос бытовой. У нас в этом номере будет большой материал про культуру потребления, про шопоголизм и так далее. Ты правильно сказал, что мы с тобой два человека из Советского Союза, в общем, оба из небогатых семей. У нас ничего не было. У тебя был период шопоголизма, когда надо все купить?
Был, конечно.
Он долго длился?
Слушай, недолго. Слава богу, появилась в моей жизни Виктория Борисовна Шестаковская. Она художник-постановщик, дизайнер и, собственно, стала моим стилистом. Она меня приодела и выкинула к чертовой матери все лишнее из моего гардероба.
Было все, как мы любим: Орехово-Борисово Южное — всё в брендах, и в очень ярких, чтобы все прям горело.
Все это было. Часы какие-то я купил себе один раз, помню, в известном торговом центре на Кутузовском проспекте. Вынесли из-под полы.
Почему из-под полы? Сказали, за ними очередь?
Ну, типа того. Я думал про себя: «Зачем мне? Это ж только богатые носят». Потом думаю: «Ну а чё такого-то, и ладно!» Сначала сказали: «Мы не можем продать, за ними очередь». Я уже ушел, и меня догоняет человек: «Идите сюда, идите». Показывает мне в руке: «Для вас специально. Я с руководством поговорил, пойдемте». Так мне продали мои первые часы.
Ты счастлив был в этот момент?
Слушай, ну не то чтобы счастлив. Я как бы… Ну, блин, живу в собачьей конуре, в маленькой квартирушечке в муравейнике, но зато у меня дорогие часы. Думаю, ну ладно, Бог послал! Все равно не принимаешь как-то. Привык же, вот эта советская прошивка все равно: «Зачем это мне? Я недостоин».
Нет, ну ты хорошо сказал: «Богатые только носят».
А как? У меня всю жизнь мама с папой и бабка говорили: «Не жили богато, не будем и начинать!» Понимаешь?
Наши с тобой родители, конечно, мотиваторы еще те!
Конечно. «У нищих слуг нету» еще.
Любимая поговорка.
«Молчание — золото».
Не, «Молчи — за умного сойдешь».
Да, конечно. «Я — последняя буква в алфавите».

Куртка, брюки, все — Maag
Кеды, Premiata (No One)
Мы выросли в ужасно демотивирующей обстановке. Я никогда об этом не задумывался. Но это так и есть.
А потом они удивляются: «А почему они все алкаши и наркоманы? Как так-то?» А вот так! Как она могла не появиться-то, водка, с такими мотивациями?
Я вернусь к нашей с тобой беседе четырехлетней давности. На мой вопрос о друзьях ты сказал: «Я, вообще-то, боюсь этого слова, дружба — это работа». У тебя изменилось что-то за четыре года? Появились какие-то люди, которых ты можешь друзьями назвать?
Ты знаешь, да, появились. Тогда я рассуждал по-другому. Сейчас могу сказать: да, их немного, но появились люди, которым я могу доверять и которые принимают меня таким, какой я есть.
В частности, я могу сказать, что самый близкий друг мой — это, конечно, Настя Сайфулина (мой директор). Наверное, она знает обо мне больше, чем моя мать. Я могу поделиться с ней всем, она знает о каждой секунде моей жизни, обо всем, что со мной происходит. И действительно, были моменты, когда Настя вела себя не просто как мой директор, а как настоящий друг. Я это очень ценю.
Есть Гарик Харламов. Человек, с которым я могу даже помолчать, и он меня понимает. Женя Грув с его супругой Денизой — мои очень близкие, мои любимые друзья, которые понимают прекрасно все мои вибрации, наши творческие, эмоциональные качели.
А ты часто разговариваешь с ними об этом? То есть ты можешь прийти к любому из этих людей и сказать: «Мне так х***во, давай поговорим».
Да.
Понимаешь, я долго мучился, долго думал, что, наверное, со мной что-то не так, а оказалось — эмоциональные качели наши.
Утром я король, в обед — говно, а вечером мне хочется застрелиться. И так каждый день. А это несущая конструкция любого творчества, поэтому людям, которых я перечислил, им даже не нужно об этом говорить. Они сами такие. Все наше творчество стоит на этом.
Сереж, у меня к тебе последний вопрос. Скажи, пожалуйста, как ты это чувствуешь: что делает человека счастливым? Что тебя делает счастливым?
Ну надо еще разобраться, что такое счастье.

Куртка, брюки, все — Maag
Тренч, Brier
Поло, Tombolini (Bosco di Ciliegi)
Вот ты сегодня уже рассказал: ты едешь на мотоцикле, тебе в лицо ветер.
Вот это, наверное, и есть моменты какого-то душевного умиротворения. Вот этого покоя, какой-то стабилизации твоего ментального, духовного и психофизического состояния. Счастье — это когда ты просыпаешься выспавшимся, отдохнувшим, и тебе хочется что-то делать, у тебя есть желание. Когда ректальная функция в порядке и счет в банке. И еще рядом человек любимый, который любил бы тебя всей душой. Не просто потому, что ты кто-то, и потому, что с тобой выгодно, а просто всей душой — за то, что именно ты есть. Чтобы принимал тебя со всем твоим говном, со всеми твоими проблемами и понимал: именно такой ты и нужен!
Арт-директор: Виктория Морозовская
Старший фото ассистент: Дмитрий Константинов
Младший фото ассистент: Сергей Харыбин
Продюсер: Дарья Безусая
Стилист: Семен Уткин
Ассистент стилиста: Инес Колосова
Визажист: Дарья Гудкова
Видеограф: Евгений Белов











