В ХХI веке городу недостаточно быть большим и современным — он должен помогать человеку в повседневной жизни.
В наши дни многие, в особенности жители мегаполисов, влюблены в комфорт, который дарят им онлайн-сервисы. Всего в несколько кликов горожане заполняют холодильник и обновляют гардероб, планируют путешествие, не выходя из дома, наслаждаются любимыми фильмами, читают мировые бестселлеры, учатся. Это стало возможным благодаря расцвету сферы цифровых услуг, а следом и больших цифровых экосистем.

Все такие системы, по крайней мере российские, бизнес создавал на основе уже востребованного продукта: банка, социальной сети и тому подобного. Чтобы не терять клиентов и успешно привлекать новых, компании разрабатывали удобные интерфейсы и совершенствовали службу поддержки. Такой подход быстро превратился в норму, поэтому сервисы пошли дальше — стали предугадывать желания и предлагать сопутствующие услуги. Теперь маркетплейсы развивают собственные банковские сервисы, а операторы связи — запускают развлекательные стриминговые платформы.
Люди быстро освоили новые предложения и полюбили их за удобство, а следом захотели, чтобы таким же комфортным стало общение с коммунальными службами, медицинскими учреждениями, государственными структурами.
Именно так цифровые экосистемы появились в мегаполисах, где горожанин находится в центре внимания, — таких, как современная Москва.
Сегодня города вынуждены, наподобие бизнеса, «конкурировать» за клиентов — жителей. Теперь люди, выбирая для себя точку на карте, смотрят не только на географию или наличие рабочих мест, но и на уровень развития городской экосистемы. Это помимо базовых бытовых услуг — благоустроенные парки, качественная медицина, музеи и театры. Физическую экосистему органично дополняет цифровая, которая, по сути, является представлением всего многообразия виртуальных возможностей.

Сегодня свои цифровые экосистемы развивают города по всему миру. ООН даже оценивает их качество и доступность в рейтинге Local Online Service Index. Москва с 2018 года входит в десятку лидеров, а теперь еще и делится своим опытом с мегаполисами стран БРИКС. На форуме «Облачные города», который прошел в Москве в сентябре этого года, столица подписала официальные документы, касающиеся в том числе сотрудничества в ИТ-сфере, с Минском, Астаной, Рио-де-Жанейро и Бишкеком. А на недавней выставке GITEX Global в Дубае цифровые проекты Москвы изучили десятки иностранных делегаций, включая представителей ОАЭ, Бразилии, Саудовской Аравии, Сербии, Китая, Омана и других стран.
Уникальность экосистемы Москвы — в грамотном сочетании технологий, физической среды и развитой цифровой системы управления городом.
В столице работает не просто набор разрозненных сервисов, а целый комплекс решений, которые в «одном окне» помогают, к примеру, оплатить счета и посмотреть дневник ребенка, записать питомца к ветеринару и даже забронировать книгу в библиотеке. Чтобы система функционировала стабильно, Москва обеспечивает работу дата-центров и средств безопасности, вкладывается в развитие всей городской IT-инфраструктуры.
Главный элемент московской экосистемы — портал mos.ru, он объединяет более 450 сервисов и услуг в одном месте. Такой способ взаимодействия с городом и властями значительно экономит жителям время, им не нужно тратить его на поиски сайтов, сбор справок и документов: достаточно заполнить онлайн-форму на mos.ru.


С помощью этой платформы люди передают коммунальным службам показания счетчиков, без очередей записываются к врачам и оформляют документы. Вдобавок к базовому набору сервисов портал помогает познакомиться с городской средой, делает ее открытой и действительно доступной. К примеру, через mos.ru москвичи могут покупать билеты на выставки, концерты, в театры и кино, записываться в кружки и секции, выбирать площадки для регистрации брака и даже поддерживать благотворительные НКО. Недавно на mos.ru появился еще один сервис — «Моспитомец». Он позволяет выбрать кошку или собаку из городского приюта и записаться на встречу с понравившимся животным, чтобы взять его домой.
Большая экосистема столицы не ограничивается одним удобным ресурсом — она складывается из целого набора отраслевых платформ-экосистем, отмечают в Департаменте информационных технологий города Москвы.
Так, для учеников и их родителей в столице работает «Московская электронная школа» — с библиотекой, цифровым портфолио и электронным дневником, онлайн-записью на участие в олимпиадах, возможностью контролировать посещаемость, оплачивать питание ребенка. Платформа «Москино» помогает тем, кто делает фильмы, согласовать съемки, подобрать идеальную площадку и реквизит, а тем, кто смотрит, — записаться на экскурсии, мастер-классы, вовремя узнать о творческих встречах. С помощью системы i.moscow молодые бизнесмены, решившие запустить технологический стартап, могут найти партнеров, инвесторов, заинтересовать своей идеей корпорации и в итоге успешно вывести продукт на рынок. А облачная платформа Mos.Hub помогает айтишникам со всей России безопасно хранить код, совместно проверять его на ошибки и уязвимость, делиться опытом, управлять ИТ-проектам и документацией.

Единая экосистема городских сервисов легко покрывает все сферы жизни и может помочь с решением практически любой задачи, а значит пользователи реже обращаются к сторонним ресурсам. Кроме собственных сервисов в городскую экосистему интегрированы сервисы проверенных партнеров. Так столица защищает москвичей от мошенников и недобросовестных компаний, помогает им избавиться от лишних хлопот и наслаждаться столичной жизнью. Пожалуй, таким и должен быть современный мегаполис.










