Абэ Сэймэй: великий колдун древней Японии

Оккультист — ценный кадр при дворе. Ренессансный маг Джон Ди был советником королевы Елизаветы и ее личным шпионом. Императоры династии Цин зазывали толпы маньчжурских шаманов и давали им престижные места в госаппарате. В Японии тоже был такой персонаж — придворный колдун Абэ Сэймэй, которого почитают в Киото даже спустя тысячу лет.

Япония периода Хэйан (794–1185 гг.) уникальна в этом плане. Здесь существовала отдельная «Палата Темного и Светлого начал» — Оммёре. Всевозможные гадатели и заклинатели имели собственное министерство, где им платили жалованье, они продвигались по службе, маялись с ежеквартальными отчетами и, конечно, плели интриги.

Абэ Сэймэй, ок. XV в.

Historic Collection

Самым выдающимся из всех был Абэ Сэймэй, глава ведомства и попутно любимец правящей семьи. Глядя на должности, которых добился заклинатель, задумаешься об эффективности японской магии. Мастер астрономии, управляющий императорской кухней, смотритель левой половины столицы, хранитель провинции Харима — и это все в свободное от ритуалов время.

Самая же известная школа японского оккультизма — Оммёдо. Это смесь даосской магии (которая пришла из Китая и совершенно восхитительна в своем безумии) с местными народными верованиями. Микстура, надо сказать, получилась интереснейшая. Оммёдзи, то есть практикующий, одновременно похож на астронома, алхимика, коуча, чиновника и деревенского знахаря из глубинки. По крайней мере, в эпоху Хэйан.

Народ боялся Абэ Сэймэя, поскольку считал, что тот способен убивать на расстоянии, причем не только врагов императора, но и своих личных.

Придворные к нему тянулись, об этом говорят оставшиеся дневники аристократов и дворцовые хроники. Это неудивительно: карьерист, добившийся всего благодаря «знакомству с духами», всех заинтриговал, на ритуалы к нему выстраивались очереди. А правитель страны, регент Фудзивара Митинага, и вовсе в нем души не чаял, хотя явно побаивался.

Откуда взялся Абэ Сэймэй — не совсем ясно. Это абсолютно точно реальный человек, но уже при жизни о нем ходили легенды. Тут снова проявляется сословный момент. Придворные говорили, что он потомок великого поэта Абэ Накамаро (друга не менее великого Ли Бо). Незнатный люд побаивался его и считал, что колдун — сын лисицы-оборотня кицунэ. Но, по всей видимости, он просто выходец из среды чиновников, который здорово поднялся благодаря моде на оккультное.

Nara National Museum

Главная «фишка» школы Оммёдо — работа с духами сикигами. По функциям они напоминают фамильяров в европейской демонологии: их призывают, держат в узде, они выполняют поручения (вплоть до рутинных домашних), но если мастер с ними не справляется — жди страшной беды.

Сикигами не злые, но очень хаотичные и беспокойные. Забавно, насколько они в своей неуемности похожи на бесов из русского фольклора. Колдуну постоянно приходится давать им задания, даже абсурдные, вроде подсчета иголок на сосне, иначе начнут до смерти изводить хозяина. Внешне они походят на маленьких людей, но очень уродливых — то с рожками, то с перьями или лохматостью.

В легендах о Сэймэе духи часто выглядят комичными.

Они выполняют всю ту работу, которую сейчас делает «умный дом»: открывают и закрывают двери и ставни, отправляют сообщения (в том числе голосовые), прибираются, включают и выключают свет. Так что дом нашего современника японец эпохи Хэйан принял бы за одержимый сикигами.

Сохранилась легенда: когда император Кадзан отрекся от престола, Абэ Сэймэй понял это первым, по звездам. Он сразу начал раздавать своим духам приказы — отправить срочные письма, провести уборку в доме, открыть ставни и прочее. Тут же рядом проходила процессия самого императора, и придворные услышали отголоски этой суеты. Понял все и Кадзан — от духов и хитрых колдунов ничего не утаишь.

Алтарь Сэймэя

Public Domain

Страшная сторона Оммёдо заключалась в том, что потусторонних помощников использовали для убийства конкурентов, особенно при дворе. А там уж для надежности в ход шли и яды, и подосланные разбойники, и сбор компромата. Сэймэй же, кроме прочего, считался мастером по борьбе с сикигами, которых используют для покушений. Он как никто умел перенаправить заряженного духа так, чтобы тот вернулся к отправителю и убил его самого.

Другая жутковатая деталь жизни японского мистика — приходилось постоянно вертеться в среде сикигами и видеть их. Простого человека это довело бы до безумия. Например, в одной истории некий старый монах пытается проверить Сэймэя и приходит к тому в компании десяти детей. Но мастер сразу смекает, что это оборотни — уж настолько они уродливы, просто ужас. Он изгоняет их заклинанием, но монах в слезах просит вернуть «детишек». Абэ возвращает их и понимает: а гость-то и сам явно не из мира людей.

И вот так всю жизнь: интриги, покушения, уродливые и гиперактивные сикигами, вечно ошивающиеся вокруг.

Причем неизвестно, что хуже: духи или люди. Злейшим врагом Сэймэя был Асия Доман — бывший ученик, который предал мастера, переспал с его женой и украл секретный свиток с ответами на загадки природы. Впрочем, именно манускрипт его и погубил. Тайны оказались слишком страшными.

Абэ Сэймэй прожил 85 лет и никогда не болел. Одного этого уже хватало, чтобы прослыть колдуном. После его смерти в 1005 году император поставил на месте дома придворного мага храм, который стоит до сих пор. В Японии даже существуют последователи школы Оммёдо. Правда, их «древняя» история началась лишь в 2008 году. До этого старинное колдовство было в упадке, а в XIX веке и вовсе запрещено как вредное учение.

Зато Абэ Сэймэя и его духов можно в изобилии увидеть в манге, аниме и видеоиграх. Интересно, считается ли это перерождением с точки зрения учения Оммёдо? Выглядит как очередной колдовской трюк.