Эксперименты продолжаются: Москва запела про Ростов

Чисто российский мюзикл начался с «озвучивания» классики: от советской до Толстого. Продолжился компиляциями композиций русского рока, бита, рэпа. И вот очередь дошла до поэтики Александра Розенбаума. Жанр постановки определен как мюзикл-откровение. ЧТИВО отправило в Театр Эстрады своего человека, чтобы узнать, что это означает.

Откровение первое: жить по-ростовски

Режиссер и сценарист мюзикла-откровения «Вальс-бостон» Михаил Миронов обращает внимание зрителя на южную точку Российской империи начала XX века. События разворачиваются в Ростове-на-Дону 1920-х годов, районы которого поделены между бандами и криминальными кланами той эпохи. Нахичевань, Нахаловка, Солдатская слобода — кто-то вне закона непременно держит здесь власть. В одном из таких районов как раз и пытается выживать главный герой — студент-медик Константин Ромашин. 

Он становится свидетелем разборки между двумя бандами и, верный профессиональному долгу, спасает вору Феде Зайцу жизнь. Долг платежом красен, Заяц приглашает Константина присоединиться к своей небольшой шайке и дает ему кличку Ромаш. Так вор, картежный шулер, щипач и взломщик сейфов становятся проводниками студента в криминальный мир Ростова-на-Дону. Фартовая и веселая жизнь не похожа на скучные университетские будни, поэтому Ромаш быстро поддается общей эйфории южной ночи.

Зрителя знакомит с историей Странник, в котором сразу узнается более взрослый Ромаш. Он обращается к своему прошлому с ностальгией и часто использует в повествовании песни Александра Розенбаума, чья лирика окрашивает тусклые воспоминания в яркие цвета. 

Ростов-на-Дону предстает в неожиданном свете: город одновременно похож и на промышленный Бирмингем из «Острых козырьков» Стивена Найта, и на веселый вологодский хутор из «Свинарки и пастуха».

Главный художник Театра имени Вахтангова Максим Обрезков и его команда создали подвижную сцену-трансформер, которая за минуты способна перенести героев из одного места в другое. Световые проекции органично дополняют декорации.


Откровение второе: танцевать под музыку судьбы

Одно из главных достоинств мюзикла «Вальс-бостон» — живая музыка. В оркестровой яме, скрытой от зрителей в глубине сцены, располагается бэнд из 24 инструментов. Знакомые и полюбившиеся поклонникам Александра Розенбаума песни звучат в аранжировке Евгения Загота. «Утиная охота», «Ау», «Гоп-стоп», «Извозчик» и другие бардовские хиты превратились в фокстрот, ритм-н-блюз, поп и джаз. 

Танцы в постановке Натальи Тереховой увлекают не меньше, чем песни и драматургия. Артисты виртуозно перемещаются по сложной сцене, эффектно замирают в позах, когда Странник берет паузу. Музыкально-танцевальная феерия достигает апогея ближе к концу истории, когда приходит время осени, и сцена осыпается тысячами листьев под заглавную песню мюзикла — «Вальс-бостон».

Музыка не покидает зрителей и в антракте.

В фойе Театра Эстрады напротив сувенирного магазина с мерчем «Вальс-бостон» располагается мини-сцена с квартетом, который исполняет инструментальные и классические версии песен Розенбаума. Музыканты энергично приглашают зрителей присоединяться к общему пению и становятся еще одним центром притяжения.


Откровение третье: любить всем сердцем

Ни одна история о молодом человеке не обходится без любовной линии. Рассказчик с нежностью и теплом вспоминает тот вечер, когда юный студент повстречал на набережной красивую девушку Дину. Их знакомство завязалось, когда главный герой начал открывать для себя неизвестную сторону Ростова-на-Дону. И эта встреча стала судьбоносной.

Зритель видит, как из влюбленности вырастает любовь, он узнает все тайны девушки — некоторые из них шокируют.

События мюзикла охватывают несколько десятилетий, чувство Ромаша и Дины крепнет на фоне бурной истории страны.

В романсах и балладах Александра Розенбаума все лирические герои разные, со своей историей и своим характером. Но в мюзикле Ромаш и Дина на время «присваивают» эти тексты, и зрителю становится понятно, кто «заблудился в темном лесу», а кто просит «не уходи, побудь со мной».


Откровение четвертое: обрести покой через раскаяние

Гражданская война, образование Союза Советских Социалистических Республик, НЭП, смерть Ленина — на первый взгляд кажется, что герои мюзикла далеки от всего этого, живут в параллельной реальности. Но ближе к середине действия сюжет делает крутой разворот и оглушает зрителя трагическим звучанием. Есть и обратная сторона воровской романтики, и она присутствует в лирике Розенбаума.

Создатели мюзикла напоминают, что удалые приключения со взломами и кражами влекут за собой катастрофические последствия. Но если для воров это осознанный выбор, то для студента медицинского факультета один неверный шаг может обернуться сломанной судьбой.