Почему из множества вариантов менеджер выбирает худший? Печальные истории о том, как Starbucks не хватило кофе, Quibi за полгода спустила полтора миллиарда, а Yahoo! не захотела купить Google, но потом сама продалась за обидную сумму.
Starbucks: миллионы за бесплатный кофе

В 2005 году сотрудники американской сети кофеен Starbucks получили электронное «письмо счастья». В нем был купон на бесплатную порцию холодного кофе в любом заведении компании. Более того, купоном разрешили поделиться с членами семьи и друзьями.
Неизвестно, на какой эффект рассчитывали предложившие такую программу лояльности, но сотрудники и их близкие явно истолковали все превратно. Купоны моментально оказались в сети, некоторые ресурсы даже стали продавать их за небольшие деньги.
Вскоре кофейни уже были не в силах обслужить очереди с распечатанными купонами.
Не продержавшись и недели, компания объявила о прекращении акции.
Однако очевидный провал Starbucks стал звездным часом как минимум для двух бенефициаров. Сотрудница Келли Коакли, не успевшая отоварить свой купон, подала иск к работодателям на $ 114 миллионов.
А фирма Caribou, как раз продвигавшая в тот момент свой холодный кофе, пообещала угостить им каждого обладателя купона Starbucks… правда, в течение одного конкретного дня. Отличный пример того, как можно не только продвинуться за счет конкурента, но и посрамить его.
Quibi: слишком далеки от народа

В апреле 2020 года потоковый сервис Quibi вышел в сеть с 10-минутными роликами вертикального формата. В отличие от любительского контента YouTube эта продукция была сделана профессиональными режиссерами при участии известных актеров. Чтобы занять пустующую нишу, компания потратила более $ 1,75 миллиарда долларов.
По замыслу, месячную подписку за $ 4,99 или за $ 7,99 (без рекламы) должны были броситься оформлять все, предпочитающие мобильные устройства широким экранам. А таких — подавляющее большинство. Расчет на массы был ошибкой.
Оказалось, что больше всего они ценят: а) то, что создают простые люди для простых людей; б) возможность взаимодействия с создателем ролика и другими зрителями; в) бесплатный контент.
А им за их же деньги предлагали голливудских актеров вместо любимых блогеров, да еще лишали возможности лайкать и репостить.
В итоге приложение скачали почти 6 миллионов раз, но через 3 месяца 92 % подписчиков ушли. Сервер пришлось закрыть, а права на уже созданный контент продать другой стриминговой платформе менее чем за 100 миллионов.
Остров невезения Yahoo!

В 1998 году с высоты успеха компании Yahoo! проект Google выглядел настолько ущербным, что она отказалась купить его даже за $ 1 млн.
Через 4 года она все-таки подумала и предложила свою цену: $ 3 миллиарда. Но Google уже оценивал себя в пять. Yahoo! отказалась, а через каких-то 20 лет запрошенные пять миллиардов уже составляли полпроцента от стоимости Google.
Спустя еще 4 года Yahoo! решилась-таки купить Facebook*. Сторговались на $ 1,1 миллиарда. Но в последний момент и это показалось много. Решили сбить цену до $ 800 миллионов. В итоге сделка не состоялась.
В 2008-м Yahoo! уже было впору предлагать саму себя.
Microsoft был готов заплатить $ 44,6 миллиарда. Но Yahoo! так дешево не продается! Она продается еще дешевле: в 2016-м ее купила Verizon за $ 4,6 миллиарда.
Через три года покупатель решил превратить часть приобретенных активов в деньги и продал сервис Tumblr за $ 3 миллиона. А вот Yahoo! когда-то отдала за него $ 1,1 миллиарда. Очевидно, это результат незнания законов ценообразования. Как следствие — неверная оценка себя и окружающих.
* принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ
Фото:
Christopher Furlong / Getty Images (1)
Robyn Beck / Afp / East News (2)
Associated Press / East News (3)