Наша история

Солист группы «Комната культуры» Женя Трофимов рассказывает, как познакомился с творчеством Высоцкого, и объясняет, почему для понимания его текстов нужно вырасти не только годами, но и душой. 

Я впервые узнал о Высоцком на детском бардовском фестивале. Там проходил мастер-класс — обсуждение его творчества. Тогда же я погрузился в его стихи и музыку. Позже мои друзья показали мне фильм «Вертикаль», и я открыл для себя Высоцкого как актера.

В более зрелом возрасте я перечитал все его стихи и песни в письменном варианте и начал понимать, насколько глубоко и в то же время просто писал Владимир Семенович. Параллельно я всегда интересовался фактами о нем и его жизни. Вместе с другом и коллегой Романом Рудыкой мы сделали кавер на песню «Дом хрустальный» и поехали в горы Алтая снимать клип. Тогда мы пересматривали фильмы с ним и пытались передать его философию в съемке. Это также повлияло на мое изучение Высоцкого как феномена.

Для меня есть два Владимира Семеновича: актер на экране, в театре и поэт и музыкант в стихах и песнях. Я разделяю их потому, что к каждой из этих профессий он относился по-разному. Высоцкий-актер — это погружение в роль, эксперимент. Высоцкий в поэзии — это свой почерк, свобода, но в то же время некий нерв, который и без того болит. Владимир Семенович умел орудовать словом так, что этот нерв рвался и давал полностью понять то, о чем он писал. И проза у него великолепна — стоит прочитать, и все станет ясно. Он пел не только на сцене, но и в своих рукописях. Если пел о любви — то по-мужски нежно, если о смерти — то рвал и обрывал так же, как это происходит на самом деле.

Главное в творчестве Высоцкого для меня сейчас — сохранить его наследие и передать потомкам. А его вклад в авторскую песню и кинематограф огромен. В современных реалиях непросто доносить его стихи и песни, но люди находят в них себя. Находят что-то свое — иногда грубое, но родное.

Чтобы понять, кто такой Высоцкий, мне хватило услышать на контрасте две песни: «Дом хрустальный» и «Як-истребитель». Две совершенно разные истории, но описанные тонко и сильно. Я понял, что он не просто пишет — он проживает, погружается в это состояние.

А чтобы влюбиться в него как в актера, мне хватило увидеть его в фильме «Карьера Димы Горина». Роль там не главная, но уже по ней можно прочувствовать глубину его души.

Высоцкий, на мой взгляд, актуален всегда. Для него нужно вырасти — и не всегда в возрасте, а морально. Чтобы понять, о чем он, нужно созреть внутренне. Это голос поколения, как и любой другой поэт. Это наша культура, наш уклад, наша история.