Масштабное полотно Карла Брюллова изображает одну из самых известных катастроф в истории: извержение вулкана Везувий в 79 году н. э., уничтожившее древнеримский город Помпеи. Насколько точно художник передал события того дня и существуют ли вообще исторически достоверные данные об обстоятельствах трагедии? Выясняет арт-журналист, автор телеграм-канала Art Is New Sexy Мария Аборонова.
На переднем плане — хаос и паника, люди пытаются укрыться, спасают детей и близких от падающих колонн, пепла и языков пламени. Они бегут по вполне реальной улице — так называемой Дороге гробниц (Via dei Sepolcri). Брюллов сам бывал в Помпеях в 1828 году и делал зарисовки с натуры, но все равно добавил немного художественного вымысла. В реальности Дорога гробниц — открытая улица, у Брюллова же это узкий проход между гробницами, где надгробия выглядят почти как театральная кулиса. Какие еще детали случившегося были додуманы — художниками, писателями, исследователями, и где искать правду?
Основной источник сведений о последствиях извержения Везувия что для исследователей, что для художников — тексты Плиния Младшего, который во время катастрофы находился в порту Мизен, на противоположном берегу Неаполитанского залива от Помпей, и наблюдал, как разворачивались ужасные события. Он описал их в двух письмах своему другу, историку Тациту.
В этой катастрофе героически погиб его дядя — Плиний Старший, философ и автор монументальной 37-томной «Естественной истории». В то время он был действующим адмиралом римского флота и, увидев странное облако над Везувием, приказал отправить корабли через залив — сначала из научного любопытства, а затем, узнав о людях, оказавшихся в ловушке, — с намерением помочь.

Государственная Третьяковская галерея
Плиний Старший высадился в Стабии, в 15 км от Везувия. Сильные ветры с моря затрудняли спуск лодок и делали эвакуацию невозможной, поэтому ему пришлось задержаться. Когда в воздухе появился отчетливый запах серы и стало понятно, что необходимо срочно покидать город, он вышел на берег, чтобы проверить, не стало ли море спокойнее. Там и погиб, вероятно, задохнувшись от токсичных газов и пепла.
Традиционно, основываясь на тех же письмах Плиния Младшего, датой извержения считают 24 августа 79 года н. э., однако уже много лет ученые подозревают, что извержение случилось позже. Теплая одежда на жертвах и остатки спелых фруктов в домах больше соответствуют поздней осени. В 2018 году в ходе раскопок на стене так называемого Дома с садом в Помпеях была обнаружена сделанная углем надпись: «В шестнадцатый день до ноябрьских календ он предался величайшему обжорству». Что на современный лад итальянцы переводят как: «17 октября он чрезмерно баловался едой». Или совсем буквально: «17 октября он переел».
Эта находка стала весомым аргументом в пользу сдвига датировки извержения. В 2022 году вышло масштабное исследование, включающее множество доказательств в пользу переноса даты извержения на конец октября или начало ноября. В числе прочего авторы подробно анализировали и эту самую надпись, подтвердив ее подлинность. А значит, катастрофа произошла после 17 октября.
Извержение Везувия не было совсем уж внезапным. За четыре дня до его начала в Помпеях периодически ощущались небольшие толчки, но на них никто не обращал внимания — в этом регионе это было обычным делом. Хотя в 62 году н. э. город уже серьезно пострадал от сильного землетрясения, в котором, по разным оценкам, погибла десятая часть его населения, к сейсмической активности успели привыкнуть. Даже падающие в течение суток накануне извержения мелкие камни, похоже, мало кого смутили.
Некоторые догадались, что обстановка накаляется, и успели покинуть Неаполитанский залив. Но все-таки никто тогда еще не знал наверняка, как работают вулканы. Это видно и из письма Плиния Младшего, где он сообщает, что его дядя по прибытии в Стабии быстро понял, что отплыть уже не получится, но несмотря на пепел в воздухе и другие явные признаки предстоящего извержения, спокойно сходил в баню и лег спать. Люди не осознавали всей угрозы и до последнего оставались в своих домах.

Можно предположить, что нежелание покидать дом было связано в том числе с тем, что римский мир сильно отличался от современного. В нем не было онлайн-банков, электронных документов и удаленной работы. Нельзя было просто переехать в другой город и начать новую жизнь, где никто не знал бы, кто ты и откуда. Все имущество и золото приходилось нести с собой — а это физически тяжело. Многие погибшие были найдены с драгоценностями в руках. Те же, у кого не было ничего ценного, рисковали после извержения остаться без крыши над головой и средств к существованию. Для них единственным способом выжить могла оказаться продажа в рабство. На этом фоне надежда отсидеться в подвале или доме казалась более разумной.
К сожалению, никакие укрытия не помогли. Через несколько дней предварительных выстрелов в воздух грянуло полноценное извержение. Оно развивалось настолько стремительно, что любые попытки бежать стали бесполезными. Все началось после полудня и продолжалось около суток. В течение первых 12 часов Везувий выбрасывал раскаленный газ, пепел и измельченную пемзу, под тяжестью которых обрушивались крыши домов и падали деревья. За это время вулкан изверг около трех кубических километров тефры, засыпав Помпеи слоем пепла толщиной до шести метров. Облако пепла достигло даже Египта и Сирии.
Стена перегретой пыли высотой около 21 метра пронеслась по Помпеям почти со скоростью звука. Люди, оказавшиеся на открытом воздухе, погибали от комбинации жара и токсичных газов. Те, кто укрылся в домах, умирали либо от высокой температуры, либо от удушья, либо от того, что их погребло под осевшим пеплом. Новейшие исследования показывают, что многие также стали жертвами обрушений зданий во время землетрясений, сопровождавших извержение.
Анализ останков в ходе раскопок показал: гибель жителей Помпей не была одномоментной. Это позволяет предположить, что в первые часы после начала падения пепла некоторым удалось покинуть дома. Кто-то, возможно, в панике пытался найти родных под завалами, другие направлялись к морю в надежде спастись на лодке. Хотя Помпеи не находились прямо на побережье, они были достаточно близко, чтобы люди смогли добраться до берега. Но, как мы знаем от Плиния Младшего, погодные условия не позволяли никому отплыть. А даже если бы это было возможно, следующая фаза извержения отрезала и этот путь к спасению.

После короткой передышки за стеной пепла последовала серия «пирокластических волн» — потоков горячего газа, пепла и камней, которые двигались со скоростью от 100 до 700 км/ч и сметала всё. У тех, кто все еще оставался в городе, не было ни малейшего шанса на спасение. Большинство погибло даже не от лавы, а от удушья и термического шока: температура пирокластического потока достигала 300–700 °C. Люди, которые в этот момент находились на лодках в море, тоже не могли бы спастись: поток распространялся и по воде. Любой, кто оказывался на его пути, был обречен.
Помпеи оставались законсервированными под слоем пепла до XVIII века, когда археологи начали их систематические раскопки. Главным символом этой трагедии стали окаменелые фигуры погибших. Люди, застигнутые смертью в позах повседневности: кто-то молится, кто-то прикрывает лицо, кто-то обнимает близких.
На самом деле это — гипсовые слепки, созданные археологом Джузеппе Фиорелли в 1867 году. Когда во время раскопок он находил полости, оставшиеся от разложившихся тел в вулканическом пепле, Джузеппе заливал в них материал, похожий на гипс, получая точные оттиски и запечатлевая последние мгновения жизни людей.
Точно сказать, сколько человек жило в Помпеях изначально, очень сложно, оценки сильно разнятся. Считается, что примерно из 20 000 жителей только около 2 000 погибли. Но точное число жертв остается неизвестным.

Мы привыкли к рассказам о том, как Везувий уничтожил Помпеи, но на самом деле в результате извержения пострадали и другие территории — деревни, поселки, сельскохозяйственные земли вокруг Неаполитанского залива, а также два других древнеримских города: Геркуланум и Стабии.
В отличие от Помпей, где большинство людей погибло от удушья на первой фазе извержения, Геркуланум вначале почти не пострадал: ветер дул в другую сторону, и на город выпал лишь тонкий слой тефры. Долгое время ученые полагали, что благодаря этому жителям Геркуланума удалось спастись. Однако при раскопках в районе порта были обнаружены десятки тел — и стало ясно, что это бегство обернулось трагедией.
Избежав удушливого пепла в первой фазе, Геркуланум оказался в эпицентре основного пирокластического потока во второй. Он был настолько мощным, что жители города сгорели дотла за считанные секунды. Археологи обнаружили стекловидную массу внутри черепа одного из погибших — температура потока была настолько высокой, что мозг расплавился и превратился в стекло.
Многие пытались спастись на кораблях. Значительное число тел было найдено в порту Геркуланума и рядом с ним. Есть признаки того, что лодки перевернулись и затонули, выбрасывая десятки людей обратно на берег и не оставляя им шансов выжить.
Геркуланум был обнаружен первым — в 1709 году, почти за полвека до Помпей. Однако именно Помпеи получили мировую известность, так как картина разрушений там была более масштабной.
Картину «Последний день Помпеи» и еще 173 работы Карла Брюллова можно увидеть на приуроченной к 225-летию художника выставке «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Государственной Третьяковской галерее.