Про мумии фараонов слышали все. Но сохранить свое тело для загробной жизни мог и обычный египтянин. Правда, ему ритуальная услуга была доступна в упрощенном варианте. Как все происходило, и главное — зачем, сейчас расскажем.
По мнению древних египтян человек представлял собой сложную структуру. В бренной оболочке Хат существовала душа Ба и жизненная энергия Ка (своего рода доппельгангер). После смерти Ба должна была периодически возвращаться в тело умершего, тем самым обеспечивая его существование в загробной жизни. Поэтому тело важно было сохранить. И не абы как, а чтобы душа его узнала. Иначе все труды пойдут прахом. Еще для бесконечной жизни в царстве мертвых египтянину желательно было запечатлеть себя в скульптуре и других изображениях (их посещала уже Ка), а также заручится сакральной поддержкой в виде жертвоприношений. Была еще душа Ах, рождавшаяся из слияния Ка и Ба при смерти человека. Но к нашей истории она отношения не имеет.

Wellcome Collection
Созданием мумии занимались особые люди hery seshta, что в переводе означает «мастера таинств». Для сохранения тела использовался природный консервант — раствор солей натрия (натрона), он же натровый щелок. Его добывали в озерах долины Вади аль-Натрун. Процесс бальзамирования подробно описали в своих трудах Геродот и Диодор Сицилийский. Благодаря им мы знаем, что ритуал отличался для разных социальных слоев. В эконом-варианте брюшную полость очищали с помощью сока редьки, затем тело выдерживали 70 дней в натровом щелоке и возвращали близким. Дороже стоил вариант, когда вместо сока редьки использовали кедровое масло, а мумию оборачивали в ткань или бинты.
Ритуал для знати был гораздо более сложным. В нем участвовала команда мумификаторов. Главный из них надевал маску в виде головы собаки или шакала. Так изображали Анубиса — бога погребальных обрядов. Сначала усопшего омывали, затем длинным крюком через ноздрю разрушали и вынимали мозг. Древние египтяне ничего не знали о его предназначении, не ценили и не сохраняли. Другое дело — желудок, кишечник, легкие и печень. Эти органы доставали через разрез в левом боку, высушивали, оборачивали в ткань, пропитанную смолами, и складывали в алебастровые сосуды — канопы. Их запечатывали крышками в виде голов сыновей бога Гора, считавшегося покровителем фараонов.
Сердце обязательно оставляли внутри. Ведь при переходе в загробный мир Анубис взвешивал его, положив на другую чашу весов страусиное перо. Оно олицетворяло богиню истины и справедливости Маат. Если сердце было легче пера, то душа покойного могла продолжить существование в загробном мире. А если тяжелее, то ее пожирала богиня Аммит (она же Амат) — чудовище с головой крокодила и львиной гривой. Передняя часть туловища у нее была от леопарда, а задняя — от гиппопотама.

The Museum of Mediterranean and Near Eastern Antiquities

Wellcome Collection
Внутреннюю полость мумии промывали пальмовым вином со специями и заполняли ароматическими веществами — миррой, корицей, кассией — для придания приятного запаха. Чтобы сохранить объемы, внутрь укладывали ткань, пропитанную маслами и смолами. Кожу натирали восками и благовониями — собственно, бальзамировали. А затем, как и в других вариантах, тело помещали в натровый щелок для высушивания и консервации. В завершение мумию оборачивали полотном, склеивая слои с помощью смолы, глины или камеди. Внутрь могли завернуть украшения, папирусы с отрывками из «Книги мертвых» или какие-то ценности. В эпоху Среднего царства (примерно с 2040 года до н. э.) голову и грудь стали закрывать погребальными масками. Для фараонов их делали из драгоценных металлов. Самый известный пример — маска Тутанхамона из 10 кг чистого золота, хранящаяся в Каирском музее.
Далее покойного передавали родным для погребальных обрядов. Обязательным ритуалом на этом этапе было «отверзание уст» мумии — с помощью особых заклинаний и инструментов ей символически «открывали рот», чтобы она могла дышать, говорить и есть в загробном мире. Потом уже мумию помещали в саркофаг. Богатые египтяне могли позволить себе модели из дерева или камня с изображением лица. Простые люди — гробы из тростника или глины. В любом случае в захоронение клали еду и предметы обихода, которые могли пригодиться в загробной жизни. Фараонов сначала хоронили вместе с женами, домашними животными, приближенными и слугами (это уже не говоря о сокровищах и запасах еды). Однако в начале III тысячелетия до нашей эры от этой практики отказались. Реальных людей заменили глиняными фигурками и изображениями на стенах. К слову, далеко не все фараоны могли позволить себе возведение пирамид. Многие довольствовались и более скромными гробницами или вообще усыпальницами, высеченными в скалах.