Говорят, он изобрел ноябрь, а его гоночный шлем копирует форму головы Бритни Спирс. Говорят, он выиграл премию BAFTA за лучший оригинальный запах. Говорят, в России в его честь назван аэропорт. Точно мы знаем одно — его зовут Стиг.

Bartosz Krupa / East News
Ровно так ведущие много лет представляли таинственного гонщика-испытателя, который стал постоянным участником Top Gear с 2002 года. Стиг пришел в шоу в результате большого перезапуска, который осуществили Джереми Кларксон и продюсер Энди Уилман. К нулевым оригинальный Top Gear, тележурнал с обзорами автомобильных новинок, растерял аудиторию и оказался под угрозой закрытия.
Совместными усилиями Уилман и Кларксон убедили боссов не отменять программу и смогли переработать ее в духе времени: разбавили автообзоры обсуждением новостей и интервью со знаменитостями, ввели рубрику «Звезда в бюджетном автомобиле» и устроили собственный тестовый трек. А еще добавили гонщика-безумца по кличке Стиг (так дразнили новичков в школе, где учились Кларксон и Уилман), который без раздумий гонялся на любой технике и больше в жизни ни о чем не думал.
Жизнь профессионального пилота опасна, а потому за всю историю Top Gear в съемках принимали участие минимум три разных Стига.
Первый носил черный костюм и такого же цвета шлем с непроницаемым визором. Он отработал в Top Gear два сезона и трагично «погиб» в первом эпизоде третьего — по сценарию, бесстрашный автогонщик бросил вызов военному истребителю и устроил заезд на скорость прямо на палубе авианосца, но не успел вовремя затормозить и вместе с автомобилем улетел в море. В следующей серии ведущие попрощались с ним трогательной нарезкой любимых моментов и представили замену. Новый Стиг пользовался таким же непроницаемым шлемом, однако носил уже белый комбинезон.


Вначале Стиг выступал в черном
Public Domain
Первый Стиг — Перри Маккарти
Photoshot / Reporter / East News
По задумке создателей, личность и все прочие сведения о гонщике держались в строжайшем секрете, хотя фанаты требовали назвать имя молчаливого героя и строили безумные теории о том, кто скрывается под белым костюмом. Продюсеры дали слабину лишь раз. Однажды в 2009 году таинственный пилот опробовал новую Ferrari FXX и следом заявился в студию с целью развеять слухи о себе. Джереми пригласил его на гостевой диван и там предложил наконец снять шлем. Одно движение — и зал взорвался восторженными воплями и аплодисментами.
Под маской Стига скрывался семикратный чемпион «Формулы 1» Михаэль Шумахер.

Public Domain
Впрочем, под конец интервью Кларксон обмолвился, что перед ним вряд ли сидит настоящий Стиг. Год спустя создатели шоу подарили фанатам еще один намек на личность пилота — выложили на сайт Top Gear репортаж с «фермы Стигов», где продюсеры старательно выращивали новых потенциальных гонщиков. И с тех пор больше не разоблачали любимца публики — ну, по крайней мере по своей воле. Впредь этим занимались сами «Стиги».
Первым вскрылся британский пилот Перри Маккарти, который играл «оригинального» Стига.
В 1990-е он пробовал пробиться в «Формулу 1» и участвовал в гонке на выносливость «24 часа Ле-Мана», но больших успехов не добился. После случайного знакомства с Кларксоном Маккарти попал на прослушивание в Top Gear и легко заполучил работу молчаливого гонщика, на которой он продержался почти год, пока не покинул шоу по собственному желанию (продюсерам тогда не пришло в голову ничего лучше, чем «убить» героя). Британские журналисты называли его Стигом сразу после выхода первого сезона, но Перри до поры отмахивался от слухов и ничего не подтверждал, даже не намекал на участие в шоу в собственной автобиографии. Зато после увольнения Маккарти перевыпустил книгу и официально раскрыл свою роль в Top Gear, а следом безуспешно попробовал вернуться в гонки.
На смену Перри в Top Gear пришел британец Бен Коллинс, который провел в шоу почти семь лет.
До старта телевизионной карьеры он гонялся в молодежных «формулах» и кузовных чемпионатах в Европе и даже пробовал силы за океаном в молодежном чемпионате IndyCar. Так и не добившись признания в автоспорте, Бен сосредоточил силы на шоу-бизнесе. Его стараниями Стиг вышел за рамки тест-пилота и, кроме испытаний автомобилей, стал сниматься в других рубриках Top Gear. В некоторых эпизодах Бен появлялся без костюма и в открытую помогал ведущим. Кроме того, успешная работа на телевидении проложила Коллинсу путь в «бондиану», помогла заполучить работу в «Казино Рояль» и «Кванте милосердия», а позднее в «Скайфолл».


Бен Коллинс
Gallo Images / Getty Images
Фил Кин
Legion Media
По косвенным «уликам» журналисты добрались до гонщика в 2009 году. Как и предшественник, Коллинс проигнорировал домыслы. И продолжил съемки, пока в следующем году не разгорелся скандал. К удивлению продюсеров Top Gear, Бен захотел издать автобиографию под названием «Человек в белом костюме» и в ней открыто заявить о своей роли. Канал попытался помешать публикации и подал в суд на издательство Harper Collins, но проиграл дело и в конце концов смирился. Естественно, после такого репутационного удара по шоу Бен потерял работу в Top Gear.
Третьим, и последним, Стигом в 2010 году стал британец Фил Кин.
До того он успешно выступал в кузовной серии British GT. В отличие от прошлых пилотов Top Gear Фил чудесным образом избегал внимания журналистов и без лишнего шума снимался в шоу до самого конца. Вместе с тем гонщик продолжал строить спортивную карьеру и, выигрывая заезды, претендовал на чемпионские титулы.
Когда в 2022 году шоу закрылось, Кин вернулся в гонки и продолжил скромно молчать о своей роли в Top Gear. На этот раз личность Стига раскрыл Джереми Кларксон, когда в 2024 году отвечал на вопросы фанатов.