Этот обычай ужасал иностранных послов, но восхищал князей (не говоря уж про простой люд). А Лермонтов даже посвятил ему поэму, где передал брутальность и фатализм стародавних времен. Поединки голыми руками всегда были популярны в нашей стране, и сейчас эта традиция возрождается.
Кулачный бой известен на Руси еще по «Повести временных лет», то есть с XII века. Явление было настолько распространенным, что неоднократно сталкивалось с гонениями от православной церкви — как наследие языческих времен. Начиная с XVII века светские власти не единожды пытались запретить эту народную забаву, но, судя по регулярно выходившим указам, безрезультатно. Намять бока ближнему своему было делом естественным, так что появились даже региональные отличия и связанные с ними поговорки — например, известная фраза «Москва бьет с носка».

ТАСС
Временем проведения чаще всего была зима, весна и самое начало лета, так как в остальные периоды крестьяне были слишком заняты на полевых работах. Часто сшибки проходили по праздникам, особенно в Масленичную неделю. Наиболее распространенной формой проведения были массовые бои стенка на стенку, но практиковались и поединки — как перед основным действом, так и отдельно.
Многие иностранные путешественники оставили нам описания этого феномена. Дипломат Священной Римской империи Сигизмунд фон Герберштейн в «Записках о Московии» XVI века поражается ярости, с которой сходятся бойцы, нанося удары руками и ногами по всем частям тела и иногда даже забивая соперников до потери сознания. В начале XVIII века голштинский дворянин Фридрих Вильгельм Беркгольц в дневнике добавил еще более интересные подробности. Помимо запрета на избиение лежачего иностранца удивило, что даже входящие в раж и, казалось бы, готовые убить друг друга противники после драки остаются добрыми приятелями.
Из защитного снаряжения зимой использовали шапки, отвороты тулупа и кожаные рукавицы. Бывало, в них клали камень или кусок металла, но это осуждалось.
Императрица Екатерина I в указе от 21 июня 1726 года требовала осматривать снаряжение во избежание подобного. Впрочем, московские кулачники шли на хитрость, вымачивая варежки в воде и замораживая на холоде. Пойманный на таком боец мог быть побит своими же за нарушение обычая.
Стеношные сходы — самая популярная традиция. Чаще всего две команды разделялись по этническому или территориальному признаку. Зимой в качестве площадки использовали замерзшие озера или реки. В столице такие гулянья проходили у Бабьегородской плотины, на Воробьевых горах, а также у Новодевичьего и Симонова монастырей.
Михаил Назимов, личный врач Николая Гоголя, в начале XIX века подробно описал само действо. С его слов мы знаем, что начиналось все с драки детей и подростков под подтрунивание и крики взрослых, затем шли поединки между молодыми парнями, а после яростно сходились два строя. Соперников старались оттеснить с территории, разорвать их цепь и заставить бежать. Запрещалось нападать с флангов, бить в затылок, калечить и добивать на земле. Руководили процессом «надежи» — особо опытные и мощные бойцы, врывавшиеся в свалку на важнейших участках в критический момент.

Wikimedia
Часто для разогрева использовался специальный танец, «ломание», уходящий в языческие традиции и, возможно, имитирующий поведение медведя. Известны и магические способы подготовки. Кроме заговоров, спасающих от травм и дающих удачу, имеются и более экстравагантные. Один из рецептов старинного лечебника рекомендует убить саблей змею, а ее язык положить в левый сапог.
Помимо крестьян и рабочих кулачные бои практиковались и некоторыми дворянами. Алексей Григорьевич Орлов (брат фаворита Екатерины II) приглашал в свою московскую усадьбу именитых поединщиков и мерялся с ними силами. По легенде, промахнувшись по одному из них, граф выбил из печки изразец (керамическую облицовочную плитку) — настолько силен был его удар. Известен пристрастием к подобным увеселениям и князь Иван Долгоруков, причем и как участник, и как организатор.
Самое же главное (пусть и не совсем историчное) произведение о кулачном бое — лермонтовская «Песня про купца Калашникова». Там это и основная тема, и главный способ свести счеты между героями (прямо на глазах у Ивана Грозного, в поединке насмерть!):
Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
И велел растянуть цепь серебряную,
Чистым золотом в кольцах спаянную.
Оцепили место в двадцать пять сажень,
Для охотницкого бою, одиночного.
Ближе к середине XIX века власти все больше закручивали гайки, да и народная забава стала выходить из моды. Так что начался упадок кулачного боя. Но несмотря на то, что последняя крупная стеночная сходка прошла в Москве в 1865 году, традиция существовала до середины XX века, постепенно вырождаясь во все более маргинальные формы.
Сейчас кулачный бой возрождается и даже находится на взлете. В 2021 году он был официально признан видом спорта в РФ (причем под эгидой Федерации бокса России). Существует несколько организаций, практикующих поединки голыми руками, наиболее крупные из этих компаний — Top Dog и Hardcore.