Не смотри в глаза: кельтские феи и эльфы

Средневековые кельты не зря опасались их. Сиды, или ши, они же народец холмов, не особо жаловали захватчиков своих земель. Это были существа с собственными представлениями о добре и зле, и людям чаще всего стоило держаться от них подальше.

Маленькие крылатые создания, которыми наполнена современная поп-культура, — это выдумка театров XIX века, где актеры, игравшие фей или эльфов, для простоты отличия надевали крылья. Затем этот образ укоренился в книгах, мультфильмах и современной мифологии.

Изначально, согласно поверьям, феи или сиды (ши) были древним народом, живущим в холмах. Причем легенды описывают их происхождение по-разному. Более «церковная» версия рисовала их как падших ангелов, которые во время противостояния на Небесах остались нейтральными и за это очутились на нашей грешной земле.

Armagh County Museum

Дохристианская (а позже и народная) традиция видит сидов как волшебных существ, живущих в Тир на Ног (Земле юности). Они же — народ богини Дану, Туат Де Дананн. По легендам, в древности они захватили Ирландию и правили ею, пока туда не прибыли сыновья Миля (возможно, первые кельты). После нескольких битв люди и эльфы заключили договор. Согласно ему, Туат Де Дананн переселились в подземный мир, входами в который стали холмы, называемые сид или ши. Так потомки волшебного народа получили свое имя.

Чаще всего Туат Де Дананн выглядели как высокие люди, невероятно красивые, с огромными, искрящимися неземным светом глазами.

В них лучше было не смотреть, человек мог потерять рассудок. А еще сиды легко меняли внешность, превращаясь в больших псов, лис или оленей. Поэтому после захода солнца ирландцы старались не бродить рядом с холмами. Увидев там собаку, слишком пристально следящую за прохожими, боялись встретиться с ней взглядом.

Во избежание столкновений с ши люди не прокладывали дороги по курганам и не селились рядом с ними. Считалось, что потревоженный народ холмов изведет чужаков, отомстив им самым жестоким образом — например, похитив детей и оставив подменыша. Страх потерять сына у ирландцев был настолько велик, что даже в начале XX века во многих семьях мальчиков до определенного возраста наряжали в женские юбки, чтобы феи приняли их за девочек. Хотя тех тоже могли увести.

«Дух или сид в пейзаже», Джордж Уильям Расселл

National Gallery of Ireland

Часто сиды вместо человека оставляли заговоренную особым образом палку или бревно. Известна легенда о мужчине, который спас похищенную девушку и привел домой. Там он увидел, что семья в горе отпевает сучковатую деревяшку, лежащую в постели. Магия ши превратила ее в копию украденной красавицы. Лишь когда колдовство рассеялось, все увидели правду.

Опасно было даже произносить название волшебного народа, кто-то из ши мог услышать и обидеться, натворив злых дел. Обычно в Ирландии и Англии их называла просто «добрые люди» или «народ холмов».

Одинокий путник всегда рисковал, прогуливаясь после захода солнца у мест обитания сидов.

Они могли позвать его в свою игру, как правило, в качестве судьи. Иной раз приглашали особо понравившегося юношу или девушку в холмы и угощали едой. Вкусивший яств никогда не возвращался к родным и забывал себя.

Известны легенды и о любовном интересе к смертным. Народ холмов мог забрать понравившегося красавца или красавицу — как, например, в истории о сыне короля по имени Кондла, ушедшем с феей в Тир на Ног и не вернувшемся. Бывало, они в тайне сожительствовали с людьми, постепенно высасывая их силы и молодость.

Часто сиды приглашали в свои холмы повитух. Известна история о женщине по имени Нора, призванной к королю ши в подземный дворец, где она помогла разрешиться от бремени его жене. Нора была щедро вознаграждена, и пока присматривала за роженицей, жила среди «добрых людей».

«Всадники Сидхе», Джон Дункан. 

Картина, послужившая вдохновением для образов эльфов в фильме «Властелин Колец»

McManus Gallery

Однажды она заметила, как некая девушка из сидов промывает глаза в фонтане. Нора из любопытства смочила правый глаз, но ничего не произошло. Позже, когда ее уже доставили домой, она отправилась на рынок и увидела одну из фей, спокойно рассматривающую товары. Подойдя к ней, Нора вежливо поздоровалась и полюбопытствовала, как поживает ребенок. Та была удивлена, ведь люди не должны ее видеть. Она попросила повитуху по очереди закрыть глаза. А когда выяснила, что Нора замечает ее лишь правым, дунула в него и ослепила.

У сидов своя логика и «этикет» общения с людьми, поэтому в старину ирландцы и живущие рядом с ними англичане старались задобрить их и не попадаться им на глаза.

Для этого они выливали немного алкоголя на землю, ставили подношения в виде молока в укромном месте.

Особенно же следили за тем, чтобы не забрести в «ведьмин круг» или «кольцо фей». Так называли реально существующий феномен — иногда грибы, вырастая, образуют окружность, которая выглядит жутковато. К слову, чаще всего это поганки. Считалось, что там пляшут ши, и смертному туда лучше не вступать.

Сохранилось множество британских легенд о бедолагах, вошедших в «кольцо фей». Одна из них — о приятелях Яго и Томе, живших в Матафарне, в Уэльсе, и уснувших в тисовом лесу. По утру Яго пропал, а знахарь, к которому обратился его друг, рассказал, что нужно через год прийти к «кольцу фей» и выдернуть оттуда Яго. Так и получилось. Видок у спасенного был адский: тощий, словно скелет, но веселый и порывающийся танцевать еще. Очевидно, весь этот год он провел в неистовой пляске. Вот только после первой же ложки еды Яго рассыпался прахом.

Nationalmuseum

Sergey M. Sazhin

Не менее жуткая история произошла с парнем по имени Тэффи. Он был сыном сапожника из Кармартеншира (тоже Уэльс) и однажды по незнанию вступил в круг из грибов. Потанцевав с дружелюбными сидами пару минут, он вышел из круга, но не узнал то место, где оказался. Вместо отчего дома паренек обнаружил ферму и сначала подумал, что обознался, но вдруг похолодел, увидев Длинный камень — памятник древнего сражения, стоящий в родных местах.

Хозяин фермы заявил, что ее построил его дед, но пожалел Тэффи и угостил обедом, а затем предложил пойти к старухе Кэтти Шон, местной долгожительнице. Но лишь он сделал пару шагов, за спиной раздался легкий шорох. Обернувшись, добрый фермер увидел горстку праха, оставшуюся от Тэффи. Кэтти же вспомнила, что в ее юности дед Эван Шенкин рассказывал о сыне сапожника по имени Тэффи, который бесследно пропал в лесу.

Все эти легенды и поверья изрядно потускнели с появлением газовых фонарей, мануфактур и прочих благ цивилизации.

Но однажды случился неожиданный поворот назад, к вере в ши. В 1917 году две девочки из деревушки Коттингли в Англии якобы «сняли на пленку» настоящих фей. Это был монтаж и, в общем-то, мистификация. Но в нее поверили многие серьезные люди, даже Артур Конан Дойл, создатель Шерлока Холмса.

В XXI веке вера в фей возродилась в среде современных западных неоязычников. Самые заметные из них, последователи викки, вообще считают ши осколком реального древнего племени, некогда ушедшего в леса от христианизации. Налаживание контактов с «народом холмов» видится викканам важной частью их мистической миссии. Так что вера в эльфов никуда не делась и даже стала неожиданно популярной.