«Пираньи 2»: эпический провал Джеймса Кэмерона

В мировой прокат вышла третья часть «Аватара». Но даже автору нашумевших блокбастеров приходилось начинать с чего-то дешевого и абсурдного. Создатель телеграм-канала «Кроненберг нефильтрованный» рассказывает о малобюджетном хорроре «Пираньи 2: Нерест», из-за которого режиссер подхватил лихорадку и едва не лишился рассудка.

Юность Джеймса Кэмерона пришлась на 1970-е, когда в американском кино была эпоха Нового Голливуда. Молодые и талантливые кинематографисты — Коппола, Скорсезе, Де Пальма, Богданович и другие — снимали жесткое и честное кино на европейский манер и срывали овации прессы и публики. Десятилетие подарило миру «Крестного отца», «Таксиста», «Последний киносеанс», «Китайский квартал» и многие другие шедевры.

Bob Penn / Getty Images

Но это было условно кино для интеллектуалов, пусть и пользующееся огромной популярностью у аудитории 1970-х. А вот вышедшие в 1975-м «Челюсти» (а еще больше «Звездные войны» два года спустя) превратили кино в предмет культа и запустили продолжающуюся до сих пор эру блокбастеров. Они мощнейшим образом повлияли на Джеймса Кэмерона. После просмотра «Новой надежды» 21-летний выходец из Канады окончательно решил связать свою жизнь с кинематографом.

Как и многие его коллеги постарше (те же Коппола, Скорсезе, Демме и другие) Кэмерон прошел школу «короля бимуви» Роджера Кормана.

Тому очень понравилась дебютная короткометражка будущего режиссера под названием «Ксеногенезис», и он дал Кэмерону работу в собственной малобюджетной студии New World Pictures.

Так как Кэмерон отлично рисовал и пока не имел большого режиссерского опыта, первая работа, которую Корман ему предложил, — место дизайнера в низкобюджетном фантастическом фильме «Битва за пределами звезд». Главной задачей Кэмерона стало создание эскизов космических кораблей. Когда Джеймс принес первые наброски, Корман был сражен наповал. Он позже вспоминал, что в его «королевстве бимуви» никто не умел придумывать настолько крутые и запоминающиеся образы на бумаге.

Молодой Джеймс Кэмерон работает над моделью космического корабля на съемках фильма «Битва за пределами звезд»

New World Pictures

Но моделистом Кэмерон пробыл недолго. Из-за его неуемного характера, таланта и жажды власти на съемочной площадке он вскоре занял место художника-постановщика фильма.Также Кэмерон пробовал себя в качестве оператора и дизайнера задников. За его неугомонность многие на площадке Кэмерона просто ненавидели, но ему было наплевать. Он дорвался до кино и старался научиться всему, до чего мог дотянуться.

Позднее он получил работу на культовом «Побеге из Нью-Йорка» Джона Карпентера в начале 1980-х.

Там он трудился над задниками для панорамных съемок города. Но уже тогда Кэмерон мечтал стать режиссером. В это же время ушлый итальянский продюсер Овидио Ассонитис пригласил способного молодого человека поработать над визуальными эффектами для фильма «Пираньи 2: Нерест». Этот момент перевернул всю карьеру Кэмерона. Спустя несколько съемочных дней Ассонитис уволил молодого режиссера Миллера Дрейка и предложил Кэмерону закончить картину. Тот, разумеется, с воодушевлением согласился.

Афиша фильма «Пираньи 2: Нерест»

Chako Film Company

Съемки вторых «Пираний» проходили на Ямайке и в Италии. Ассонитис нанял почти полностью итальянскую съемочную группу, большинство из участников которой вообще не говорили по-английски. Позже Кэмерон понял, что это была не экономия, а часть хитрого плана продюсера. Его цель — поместить режиссера в максимально некомфортные условия, а если тот не выдержит и будет скандалить — быстро уволить, получив полный контроль над картиной.

Первая режиссерская работа Кэмерона продлилась всего пару недель.

Он успел доснять почти всю картину, но под конец производства вдрызг разругался с Ассонитисом. Продюсер уволил его, сильно недооценив творческий запал режиссера. Пока Ассонитис с командой были в разъездах, Кэмерон тайно проникал в монтажную и пытался собрать из отснятого материала собственную версию фильма. Разумеется, как он считал, более сносную, чем получится у продюсера и его команды.

Chako Film Company (2)

Ассонитис был в бешенстве, но Кэмерона это не пугало. В производственном процессе он превращался, как говорили очевидцы, в этакого берсерка, которого было не остановить. Уже будучи отстраненным от работы над вторыми «Пираньями», он даже хотел подать в суд на продюсера за несправедливое увольнение. Но не нашлось денег, чтобы оплатить адвокатов.

В итоге сиквел «Пираний» вышел в продюсерской редакции, но с упоминанием Кэмерона в титрах, как и требовала голливудская студия. Режиссер же, который в тот момент был в Риме, впал в депрессию. Несмотря на низкий бюджет и кустарное производство, он искренне верил, что «Пираньи 2: Нерест» станет для него еще одной ступенькой в профессию — навстречу мечте, то есть большой научной фантастике.

И тут в его жизнь вмешался случай, который часть особенно фанатичных поклонников Кэмерона называют «божественным провидением».

На фоне депрессии режиссер подхватил то ли лихорадку, то ли пищевое отравление, и закрылся в номере римского отеля на несколько дней. В одну из ночей ему приснился сон, в котором зловещий металлический эндоскелет преследовал то ли самого Кэмерона, то ли убегающую от киборга девушку.

Chako Film Company

Как нетрудно догадаться, согласно легенде, именно этот сон в итоге лег в основу сценария оригинального «Терминатора». Но это уже совсем другая история. К слову, недавно Джеймс Кэмерон стал миллиардером, пятым в череде режиссеров блокбастеров — после Стивена Спилберга, Джорджа Лукаса, Питера Джексона и Тайлера Перри.