Осенью 1839 года месье де Сен-Круа поражал жителей британской столицы тем, что заставлял отражение в зеркале застыть навсегда. Благодаря его мастерству до нас дошел этот вид Трафальгарской площади XIX века.

Victoria and Albert Museum
В 1837 году, после 11 лет опытов, Луи Дагеру удалось остановить мгновение на специальной пластине, напоминающей зеркало. Изобретатель назвал ее дагеротипом. Это был довольно странный «носитель информации»: в зависимости от угла, под которым на него смотреть, изображение оказывалось то негативным, то позитивным.
7 января 1839 года на совместном заседании Французской академии наук и Академии изящных искусств был сделан специальный доклад, и о дагеротипии узнали в мире, но прежде всего — в Лондоне. Уже в сентябре того года в британскую столицу прибыл месье де Сен-Круа со своей камерой-обскурой и стал творить чудеса.
Среди них — самое раннее из дошедших до нас дагеротипное изображение Англии. Француз снял центр Лондона — слияние Уайтхолл-стрит с Трафальгарской площадью.
Символично, что на, возможно, первом лондонском дагеротипе запечатлен первый в Англии конный монумент.
Это памятник Карлу I, созданный в 1630 году французским скульптором Юбером Лесюэром. Во время гражданской войны статую решили переплавить, но в 1675-м она вернулась на свое место. Теперь ежегодно 30 января, в день казни короля, у изваяния возлагают венок.
Слабо различимое строение в два высоких этажа по левой стороне — Банкетный дом, возведенный в 1622 году по проекту Иниго Джонса. Это первое в Лондоне здание в стиле неоклассицизма. В нем проходили королевские торжества и балы-маскарады. Когда-то оно было частью дворца Уайтхолл, самого большого в Европе, сгоревшего дотла во время пожаров 1690-х годов. Уцелел только Банкетный дом. А вместе с ним и уникальная роспись на потолках, выполненная в 1630-х Питером Рубенсом.
На этом снимке, как и практически на всех дагеротипах и фотографиях XIX века, нет людей.
Но это говорит не о демографической ситуации, а о тогдашнем качестве светочувствительных материалов. Чтобы сделать хороший снимок даже в солнечный день, требовалась очень длинная выдержка. Поэтому проходившие перед объективом люди оставались незамеченными.
Однако на этом снимке, если присмотреться, можно увидеть за первым фонарем справа (кстати, дагеротип перевернут для современного восприятия, на оригинале изображение зеркальное) что-то вроде силуэта человека в треуголке.
Есть три версии его происхождения: либо он специально позировал (тщетно), либо был настолько поражен видом камеры-обскуры, что замер в удивлении минимум на 10 минут, либо это обман нашего зрения.
Да, первые снимки в Англии были сделаны французом, но уже в 1841 году Уильям Генри Фокс Тальбот запатентовал более совершенный способ получения изображений с помощью негативно-позитивного тиражирования, а это уже почти современная аналоговая фотография.










