«Короче»: маленькие фильмы с большим будущим

В Калининграде завершился 13-й фестиваль короткометражного и дебютного кино «Короче». Актер Роман Евдокимов, ставший в 2025 году членом жюри короткометражного конкурса, рассказывает, какие фильмы стоит смотреть и почему.

«Сын»
Режиссер: Жанна Бекмамбетова

Главная награда фестиваля впервые за его историю досталась анимационной картине. Двадцатиминутный мультфильм Жанны Бекмамбетовой, выпускницы ВГИКа, рассказывает о прикованном к инвалидному креслу мальчике и его отце, живущих в бескрайней степи (компанию им составляет разве что баран, от которого, впрочем, больше хлопот, чем пользы). Семью от одиночества и безысходности спасает — внезапно — робот (мальчик увлекся телерепортажем о миссии марсохода «Оппортьюнити»). 

Роман Евдокимов: 

«Это абсолютный хит, сделанный на мировом уровне. Полное ощущение, что смотришь ранний Pixar: слезы и смех чередуются благодаря искусно рассказанной истории о любви, которая способна на все»

«Мама, папа, я»
Режиссер: Марина Калецкая

Выпускница мастерской Брусникина лихо, как и положено брусникинцам, играет на самых неуловимых струнах. Казалось бы, будничная ситуация: разведенная пара, маленький ребенок, семейный праздник, на котором далеко не все рады друг другу, но приходится держать лицо. Все переворачивается с ног на голову, когда слово берет маленькая девочка.

Роман Евдокимов: 

«Тонкая работа Марины Калецкой про недавно разведенную девушку, которая вместе с дочкой приходит на день рождения к бывшему мужу. Неуютная атмосфера за столом, где взрослые ведут себя как дети, а маленькая девочка оказывается самой мудрой и чуткой из всех присутствующих».

«Идеально отвергнутые»
Режиссер: Юлдус Бахтиозина

Модница Юлдус Бахтиозина (это не случайный эпитет, в 2016 году Vogue Italia окрестил россиянку лучшим молодым фешен-фотографом) сменила фотоаппарат на камеру в 2020 году, сняв сказочный во всех смыслах дебют «Дочь рыбака». Там тема женского счастья и несчастья рассматривалась сквозь фильтр гротескного сновидения, в котором фольклор и лубок плотно сплелись с советской эстетикой. В свежем коротком метре «Идеально отвергнутые» Юлдус дает трибуну для высказываний женщинам, представленным в образах фарфоровых кукол, которые либо не прошли контроль качества, либо не понравились покупателям. Через исповедальные монологи куклы делятся своими историями — абсурдными, трагичными и удивительно знакомыми. 

Роман Евдокимов: 

«Ироничное размышление на тему женской хрупкости в эпоху потребления, полностью созданное с помощью ИИ. Художница Юлдус Бахтиозина, режиссер этого фильма, с первых секунд приковывает внимание к экрану отличным вкусом и юмором, легко закидывая в нас достаточно непростую и глубокую тему, еще долго живущую внутри после просмотра»

«Самый лучший Новый год»
Режиссер: Екатерина Мавроматис

Бурная, яркая и точная фантазия на тему того, что было бы, если бы аниматоры под Новый год решили не радовать детей подарками, а натурально обносить квартиры ничего не подозревающих заказчиков.

Роман Евдокимов: 

«Однокадровый восьмиминутный аттракцион про Снегурочку-воровку, в которой неожиданно просыпается совесть. Прекрасный перформанс Инны Сухорецкой, за актерским существованием которой хочется смотреть не отрываясь».