Что скрывает известный сказочный персонаж, чем в действительности кормят иванов и зачем им что-то дается в дорогу. Версия выдающегося филолога-фольклориста Владимира Проппа.

JHU Sheridan Libraries / Gado / Getty Images
Баба-яга — настолько привычный герой сказок, что ее портрет не вызывает вопросов, несмотря на некоторые странности. Например, размеры Яги: нигде не сказано, что она гигант или же избушка чрезвычайно мала, однако у героини «нос в потолок врос», «в одном углу нога, в другом другая», причем почему-то костяная.
Одно из объяснений предлагает советский фольклорист Владимир Пропп в труде «Исторические корни волшебной сказки». По мнению Проппа, Яга — очень трудный для анализа персонаж, но основные предположения ученый все же выдвигает.
Первое: волшебная сказка с участием Яги сохраняет следы обряда посвящения, который делает юношу полноправным членом племени. Такая инициация предполагает символическую смерть прежнего человека и воскрешение нового, взрослого.
Второе: Яга имеет непосредственную связь с миром мертвых, и сама мертвец в избушке-гробу, поэтому ей там так тесно, и нос упирается, и ноги еле вмещаются. Та, что костяная, — это нога мертвеца или скелета. Далеко на ней не уйдешь, поэтому старуха либо лежит, либо летает в ступе.
Кстати, согласно одной из версий, ступа — это отсылка к колоде для захоронений, в которой в древности зарывали в землю покойников. Согласно другой — бытовой предмет для перемалывания, например, зерна, который использовали и для магических обрядов.
Еще одно подтверждение «потустороннего» происхождения Яги — непереносимость запаха живого человека: при появлении героя она восклицает «фу, фу, фу, русским духом пахнет!».
Чтобы приобщить живого к миру мертвых, его нужно «напоить, накормить», о чем обычно и просит герой. После того, как Яга кормит-поит его пищей мертвых, парит в баньке или дает ценный совет и/или волшебный предмет, можно отправляться в потусторонний мир для совершения подвигов, за живой водой или царевной.